Найти тему

Последняя настоящая Волга: история создания ГАЗ-3110514.01.2018 49146 11 11 Волгу второго поколения можно смело причислять к

Оглавление

Последняя настоящая Волга: история создания ГАЗ Волга

Волгу второго поколения можно смело причислять к автомобилям-долгожителям: еще в 1966 году в СССР сообщили о начале производства ГАЗ-24, а «потомки» этой модели выпускались вплоть до 2010 года! Мы уже подробно рассказывали про первые модели «постсоветского» периода – ГАЗ-31029 и ГАЗ-3110, выпускавшиеся в девяностые годы. Последней же моделью в «двадцать четвёртом» семействе стал ГАЗ-31105 – автомобиль с непростой судьбой, история которого во многом символична для начала «нулевых».

В новом веке

Вдевяностые годы даже после утраты номенклатурного "ореола" пережившая несколько модернизаций старушка-Волга пользовалась устойчивым спросом у российских автомобилистов. Ведь и "ослобык" под индексом ГАЗ-31029, и нижегородская "десятка" предоставляли относительно нетребовательному потребителю много автомобиля за сравнительно небольшие деньги — причем автомобиля достаточно просторного, неприхотливого и недорогого в обслуживании. Более того, приобрести какой-либо другой новый седан класса Е за 5-6 тысяч долларов было невозможно – то есть, у покупателя не первичном рынке просто не было альтернативы.

Однако к концу ХХ века спрос на горьковский седан ощутимо упал. Причин было несколько: во-первых, в этом ценовом сегменте наблюдалось засилье подержанных иномарок, во-вторых, ржавеющая и довольно ненадежная Волга катастрофически потеряла в имидже, превратившись из некогда "полупредставительского" автомобиля в транспортное средство дачников-пенсионеров.

На самом Горьковском автозаводе выход видели в запуске в серийное производство абсолютно новой модели — например, ГАЗ-3111. Правда, при этом нижегородская машина рисковала выйти из привычного "бюджетного" сегмента, из-за чего ей предстояло сражаться за кошелек куда более обеспеченного (и потому привередливого) автомобилиста.

В начале двухтысячных и у ГАЗа, и Заволжского моторного завода (ЗМЗ), являвшегося давним (и достаточно долго — единственным) поставщиком двигателей для Волг, сменились владельцы: Горьковский автомобильный завод выкупила группа компаний "Сибирский Алюминий", а ЗМЗ приобрело объединение "Северсталь-авто". Новые собственники в первую очередь обратили внимание на качество продукции приобретённых компаний. Ведь не секрет, что и на ГАЗе, и на ЗМЗ иногда использовали не совсем кондиционные комплектующие, что приводило к досадным поломкам почти новых автомобилей. Введение более жесткого входного контроля комплектующих и новый подход к организации техпроцессов на предприятиях принесли плоды: в начале нового века Волги стали качественнее. Увы, платить за это пришлось потребителю, который оказался не совсем готов к подобной прибавке в цене. В итоге в 2002 году на заводе столкнулись с проблемой перепроизводства — возможности завода и связанное с ними предложение Волг на рынке стали заметно опережать спрос. Иными словами, легковушек в Горьком делали больше, чем на них находилось покупателей в России и странах СНГ...

Во многом это было связано с тем, что негосударственные организации в качестве «служебок» и «персоналок» все чаще отдавали предпочтение автомобилям иностранного производства, пусть и подержанным, да и в таксопарках на Волгу перестали смотреть как на единственно возможный вариант таксомотора. На «частников» же рассчитывать также особо не приходилось, поскольку кроме вазовской продукции и старых европейских и японских машин на российском рынке появилось сразу несколько довольно доступных корейских моделей – в том числе, и довольно крупных.

-2

Освоение ГАЗ-3111 потребовало бы от завода огромных затрат, которые вряд ли удалось бы "отбить" за короткий срок. Именно поэтому исправлять ситуацию владельцы предприятия решили "малой кровью" и привычным для ГАЗа способом — очередной модернизацией актуальной модели ГАЗ-3110, которой вновь предстояло стать чуть современнее и совершеннее.

Издание сто пятое

Уже в 2002 году на Московском автосалоне заводчане продемонстрировали обновленную Волгу, которая заметно отличалась от привычной "десятки" не так внешностью, сколько техникой. Бесшкворневая передняя подвеска с шаровыми опорами, задний стабилизатор, новая пятиступенчатая коробка передач и прочие новшества действительно могли вернуть автомобилю привлекательность в глазах потребителя при условии выполнения одного "но" — более современной и стильной внешности. Ведь унылое "выражение лица" ГАЗ-3110 к началу двухтысячных уже ощутимо приелось, особенно, на фоне буйства форм и линий азиатских машин. Именно поэтому на ГАЗе решились радикально обновить экстерьер — конечно, насколько это вообще было возможно с учетом технологических ограничений, связанных со старым кузовом.

ГОД СПУСТЯ, НА MIMS-2003, БЫЛ ПРОДЕМОНСТРИРОВАН ПРЕДСЕРИЙНЫЙ ВАРИАНТ ГАЗ-31105, КОТОРЫЙ НЕСКОЛЬКО ОТЛИЧАЛСЯ ОФОРМЛЕНИЕМ ОТ ПЕРВОГО ПРОТОТИПА, ПОКАЗАННОГО В 2002 ГОДУ.

NextPrevious2 / 21 / 22 / 21 / 22 / 2

Очередная инкарнация Волги "двадцать четвертого" семейства снова получила новые детали передка — капот, крылья, бампер и фары, причем дизайн оптики позаимствовали у "мертворожденного" ГАЗ-3111, так и не ставшего крупносерийным автомобилем.

-3

Оптика «сто пятой» сохранила традиционную рефлекторную конструкцию, хотя на ГАЗ-3111 в похожей фаре стояла линза

Несмотря на то, что основные пропорции кузова, форма дверных и оконных проёмов остались без изменений, Волга стала выглядеть иначе, причем нижегородская «старушка» не просто преобразилась, но и заметно похорошела при этом! Во внешности появились вполне уместные ретро-мотивы, отсылающие искушенного зрителя к прародительнице — легендарной "двадцать первой" Волге. Вдобавок в хитроватом прищуре овальных фар и широкой улыбке хромированной решетки появилось что-то не только ностальгическое, но и... напоминающее автомобили Mercedes! Правда, отдельные скептики тут же узрели в этом "низкопробную азиатчину". Как бы то ни было, художникам, которых может обидеть каждый, действительно удалось почти невозможное: даже спустя несколько десятилетий Волга вновь стала актуальной моделью — по крайней мере, в глазах отечественного автомобилиста.

NextPrevious3 / 31 / 32 / 33 / 31 / 32 / 33 / 3

Встать в строй: «сто пятая» (первая слева на фото) быстро пополнила модельный ряд остальных Волг-таксомоторов России
Встать в строй: «сто пятая» (первая слева на фото) быстро пополнила модельный ряд остальных Волг-таксомоторов России
Красиво жить не запретишь: ГАЗ-31105 в княжестве Монако
Красиво жить не запретишь: ГАЗ-31105 в княжестве Монако

Справедливости ради заметим, что даже после таких доработок автомобиль формально оставался модификацией ГАЗ-3110, а не самостоятельной моделью, на что недвусмысленно указывал "добавочный" индекс 31105. Однако приятно, что новинка не осталась "выставочным экземпляром", а уже в начале 2004 года встала на конвейер, постепенно заменяя собой «десятку».

Задняя же часть "сто пятой" по сравнению с предшественницей практически не изменилась. Кроме передка, в экстерьере чуть позже появилось еще несколько новшеств — например, иные наружные ручки дверей, а также штампованные пятиспицевые диски, напоминавшие по дизайну "литье".

Хитрые «штампы» ГАЗ-31105 визуально маскировались под легкосплавные колёса
Хитрые «штампы» ГАЗ-31105 визуально маскировались под легкосплавные колёса

Обновление Волги обошлось владельцам завода в копеечку — свыше 15 миллионов долларов, хотя в ходе первого этапа модернизации удалось реализовать далеко не все из запланированных работ. Именно поэтому розничная стоимость ГАЗ-31105 в сравнении со старой Волгой заметно увеличилась (от 172 000 рублей в 2004 году), из-за чего производство машины даже пришлось приостановить! Сложившаяся ситуация вынудила руководство ГАЗа отказаться от дальнейших планов по запуску в производство версии ГАЗ-31107, которая должна была получить иное оформление задней части и другие важные нововведения — пружинную заднюю подвеску, нишу запасного колеса в "подполье" багажника, а также пластиковый бак.

-7
-8

ГАЗ-31107 – не ставший реальностью прототип дальнейшей модернизации Волги

Запасное колесо «сто пятой» так и не переехало в подполье багажника
Запасное колесо «сто пятой» так и не переехало в подполье багажника

Война моторов

Малоизвестный факт: еще во время доводочных работ над ГАЗ-31105 опытные образцы успели "примерить" и 2,3-литровый двигатель от Ford Scorpio II мощностью 147 л.с., а на ЗМЗ в крайне ограниченном количестве выпускали турбированный мотор ЗМЗ-4064.10, который стоил ровно вдвое больше обычного "четыреста шестого".

Большинство же "сто пятых" оснащались 16-клапанным двигателем ЗМЗ-4062.10, который при объеме в 2,3 литра выдавал 136 "лошадок". Наряду с этим мотором под капотом "омоложенного" седана можно было встретить и "старое сердце" — 2,4-литровый двигатель ЗМЗ-4021 мощностью 90 л.с., а также выпускавшийся по лицензии австрийской компании Steyr дизель ГАЗ-560 объемом 2,1 литра.

-10

Шестнадцатиклапанный двигатель ЗМЗ был основным мотором «сто пятой» в самом начале выпуска

Вскоре после начала производства модернизированной Волги Заволжский Моторный Завод существенно повысил отпускную цену собственной продукции для ГАЗа, что не слишком устроило руководство Горьковского автозавода. Ведь и без того подорожавшие Волги отнюдь не расхватывали как горячие пирожки.

НЕ САМОЕ ПРИЯТНОЕ ДЛЯ ГАЗА ПОВЕДЕНИЕ ПОСТАВЩИКА ДВИГАТЕЛЕЙ ВЫНУДИЛО ВЛАДЕЛЬЦЕВ ПРЕДПРИЯТИЯ ИСКАТЬ АЛЬТЕРНАТИВНЫЙ СИЛОВОЙ АГРЕГАТ НА СТОРОНЕ.

Уже в начале 2005-го, то есть всего через год после начала производства ГАЗ-31105, руководство автозавода начало переговоры с компанией DaimlerChrysler. Предполагалось, что в итоге сотрудничества Волга получит "новое сердце" — 2,4-литровый двигатель Chrysler, который производили на мексиканском филиале. Разумеется, заокеанский мотор с легкостью выполнял требуемые нормы токсичности Евро-2 и даже Евро-3, однако отечественные реалии и качество российского бензина потребовали адаптации топливной системы, из-за чего после перестройки впрыска "русифицированный" двигатель выдавал не 150 л.с., а только 137 "лошадок".

-11

На фото: 2,4-литровый двигатель Chrysler, сделанный в Мексике

-12
-13

Чужое «сердце» хорошо вписалось в моторный отсек Волги

Имплантация чужой силовой установки довольно скромных габаритов не потребовала глубоких доработок Волги, ведь под капотом некоторых модификаций "двадцать четвертого семейства" спокойно помещались и V-образные "восьмерки". Впрочем, из-за увеличенной габаритной высоты мотора балку передней подвески пришлось немного опустить, из-за чего клиренс уменьшился со 156 мм до 136 мм. Конечно, стыковка другого мотора потребовала применения оригинальных деталей трансмиссии — в частности, комплекта сцепления, а также коррекции передаточных чисел.

Импортное "сердце" вновь привело к увеличению стоимости Волги (примерно на 700-900 долларов), однако по надежности и ресурсу импортные агрегаты превосходили продукцию ЗМЗ, из-за чего многие покупатели ГАЗ-31105 отдавали предпочтение именно версиям с "крайслеромотором".

В то же время и на ЗМЗ решили несколько модернизировать собственный двигатель, повысив его рабочий объем до 2,5 литра, что позволило снять с ЗМЗ-4052.10 уже 150 "лошадок".

Параллельно с "операциями на сердце" Волга качественно прибавила и в окраске кузова, а также его антикоррозионной защите.

В НЕКОТОРЫХ КОМПЛЕКТАЦИЯХ "СТО ПЯТОЙ" ДАЖЕ ПОЯВИЛСЯ ЧИСТО "ИНОМАРОЧНЫЙ НАВОРОТ" — КОНДИЦИОНЕР! ТАКИМ ОБРАЗОМ, БЛАГОДАРЯ НАЛИЧИЮ ЭЛЕКТРОПРИВОДОВ СТЁКОЛ, ГИДРОУСИЛИТЕЛЯ РУЛЯ И "СНЕЖИНКИ" ВОЛГА ПО УРОВНЮ КОМФОРТА СТАЛА СРАВНИМА С АВТОМОБИЛЯМИ ИНОСТРАННОГО ПРОИЗВОДСТВА — КОНЕЧНО, С ПОПРАВКОЙ НА САМУ "БАЗУ" 40-ЛЕТНЕЙ ДАВНОСТИ.
-14

Блок управления кондиционером – прерогатива отдельных комплектаций ГАЗ-31105

В 2006-2007 годах обновились некоторые штрихи экстерьера: вертикальные перемычки решетки радиатора уступили место горизонтальным, изменилась задняя оптика, на корпусах боковых зеркал разместили "поворотники", благодаря чему Волга стала выглядеть еще чуточку современнее.

NextPrevious3 / 31 / 32 / 33 / 31 / 32 / 33 / 3

NextPrevious5 / 51 / 52 / 53 / 54 / 55 / 51 / 52 / 53 / 54 / 55 / 5

Однако изменения во внешности — сущая мелочь по сравнению с тем, как преобразился салон! При сотрудничестве с немецкими компаниями EDAG и Hormann Rawema вместо устаревшего интерьера "десятки" обновленная Волга получила новую "торпеду" с комбинацией приборов, а также "баранку", обивки дверей и потолка и некоторые другие детали. Параллельно была несколько улучшена эргономика водительского места — в частности, кнопки электроприводов стёкол и "джойстик" управления зеркалами "переехали" на обивку водительской двери. Еще одно важное нововведение "а-ля иномарка" — единый ключ для всех замков.

К обновлению интерьера «приложили руки» немецкие инжиниринговые компании

-15
-16

Изначально «сто пятая» внутри отличалась от ГАЗ-3110 некоторыми деталями – в частности, формой обивки сидений и дизайном «баранки»

-17

После рестайлинга панель приборов Волги стала неуловимо напоминать «торпедо» VW Passat B5

-18
-19

Рестайлинговая комбинация приборов (второе фото) стала заметно современнее и наряднее

NextPrevious4 / 41 / 42 / 43 / 44 / 41 / 42 / 43 / 44 / 4

К 2008-му году большинство выпускаемых заводом Волг оснащалось импортными двигателями, которые вместе с российскими моторами соответствовали актуальным на тот момент экологическим нормам Евро-3.

NextPrevious8 / 81 / 82 / 83 / 84 / 85 / 86 / 87 / 88 / 81 / 82 / 83 / 84 / 85 / 86 / 87 / 88 / 8

Однако даже изрядно "похорошевшая" машина не пользовалась высоким спросом у потребителя, ведь кроме обширного предложения иностранных производителей "сто пятой" приходилось конкурировать и с «обрусевшим» Renault Logan, и с вазовской продукцией, причем не только (и не столько) со старыми моделями вроде Самары-2, сколько с более современными Калинами и Приорами. А еще концу нулевых годов сама платформа "двадцать четвертого" семейства, что называется, уже себя исчерпала, сколько ни пытайся осовременить её очередным рестайлингом.

Двухдверное купе на базе ГАЗ-31105 было изготовлено в единственном экземпляре
Двухдверное купе на базе ГАЗ-31105 было изготовлено в единственном экземпляре

NextPrevious4 / 41 / 42 / 43 / 44 / 41 / 42 / 43 / 44 / 4

Вдобавок во второй половине 2008 года грянул мировой финансовый кризис, который сказался и на автомобильных рынках РФ и стран СНГ. Именно поэтому в конце 2008-го руководство ГАЗа приняло решение о снятии с производства катастрофически нерентабельной последней "настоящей" Волги, предлагая в качестве альтернативы Volga Siber.

При этом в ПТС последних выпущенных заводом "сто пятых" указан 2009 год, хотя к этому моменту на ГАЗе уже начался демонтаж производственных мощностей, на которых ранее выпускали Волги. Таким образом, за четыре года было изготовлено чуть более 190 000 ГАЗ-31105 — модели, которой суждено было стать "последней баржей". Имя же Волга, только в английской транскрипции, впоследствии, пусть и недолго, носила только модель Siber. Но это, как говорится, совсем другая история.

Опр

Авто
5,66 млн интересуются