Найти тему
Crimiz Lite

Без страховки — на доверии и любви

Оглавление

Симферопольцев ждёт традиционная «Ёлка в цирке»

Ёлка в цирке? Да, ёлка в цирке! Наверное, никогда ещё новогоднее представление «Ёлка в цирке» не было таким желанным. У входа в Симферопольский госцирк зрителей встречал его директор и художественный руководитель, Заслуженный артист Республики Крым Борис Тезиков. Если бы вы знали, как Борис Борисович радовался звонкому гомону детских голосов! А как зрители скучали по любимому цирку! Если бы не сложная эпидемиологическая обстановка, Борис Тезиков обнял бы каждого. Но, увы, суровые приметы времени бросались в глаза и здесь: дистанция, зрители в масках, и у каждого, помимо проверки билета, измеряют температуру.

Б. Тезиков
Б. Тезиков

Слово — директору

Знаю, что премьера не располагает к долгому интервью. Но не задать пару вопросов невозможно. Первый — о мерах, принятых для безопасности публики.

— Они беспрецедентные, — отвечает Б. Тезиков. — Помимо тех, что вы уже увидели, сокращено на треть число зрительских мест. Два сектора закрыты и обвиты лентами, в остальные места продаются в шахматном порядке и с дистанцией между ними.

Главный и традиционный вопрос: какова особенность нынешней программы?

— Есть такая особенность! — соглашается Борис Борисович. — Обычно на Новый год мы делаем облегчённую программу. Но на этот раз, учитывая, что 9 месяцев цирк не работал, я понял: надо показать фееричный спектакль. И он действительно удался, получился мощным, но вместе с тем новогодним, волшебным. На пять номеров я пригласил артистов из Московского цирка Юрия Никулина на Цветном бульваре, в других задействованы мастера из Санкт-Петербурга, Волгограда, а также крымчане. Номера яркие, зрелищные, чего только стоит финальный грандиозный полёт: выступление девяти акробатов под куполом цирка. К слову, этот номер — один из лучших в Европе, а может быть, и в мире. Исполняют его золотые призёры международного конкурса в Монте-Карло.

— Будут и животные, — продолжает собеседник. — Очаровательная группа белых пуделей и кошечки. Конечно же, по просьбам Деда Мороза (Заслуженный работник культуры Крыма Александр Максимишин), Снегурочки (Надежда Красникова) и юных зрителей (заслуживших примерным поведением поход в цирк) «вырастет» ёлка и зажжётся разноцветными огнями… До десятого января артисты будут выступать практически ежедневно. Для вас, наши самые лучшие зрители!

Воздушное трио О. Васильевой
Воздушное трио О. Васильевой

Без страховки

Первое отделение началось с «высокого старта»: на воздушной лапендуле, или, как её называют сами циркачи, «колесе смерти», выступает акробатический дуэт под управлением Станислава Богданова. Лапендула — конструкция, напоминающая восьмёрку с двумя круглыми кабинками по краям в виде колёс, в которых акробаты выполняют трюки. Вверху и внизу. Внутри и снаружи, без страховки. В программе немало номеров без страховки. Ловил себя на мысли, что при некоторых кульбитах у меня, зрителя, потели ладошки, я в волнении задерживал дыхание, поражаясь фантастическому искусству и ловкости артистов. И даже мелькали философские мысли о смысле существования… Может, он в том, что ты свою жизнь доверяешь близкому человеку, но и его жизнь в твоих руках, зачастую в прямом смысле слова.

Впрочем, долой глубокие мысли, шоу продолжается! В программе акробатическая пятёрка «Вальтиш» под руководством
Н. Кириченко; иллюзионная трансформация — Екатерина и Максим Рубцовы (артисты меняют одежду за долю секунды — вот бы моя жена так быстро собиралась); эквилибр с хула-хупами Екатерины Шелудяковой; воздушные ремни Елены Шипаевой и Виталия Попеты.

Е. Комиссаренко
Е. Комиссаренко

Особая радость — животные на сцене. Изящный дрессировщик Евгений Комиссаренко с не менее изящными белоснежными пуделями. Где-то читал, что пудели — самые умные собаки. Но у каждого свой характер (так всегда бывает у умных, и не только собак).

Особое очарование — номер с кошками Асель Саралаевой. До этого кошки поддавались дрессировке разве что у Пушкина в Лукоморье и ещё у Куклачёва. Асель Саралаева — из цирковой семьи, её отец проработал на арене около полувека. Однажды Асель подобрала хромого кота, потом кошку… Вскоре набралось целое семейство кошачьих, и Асель стала их дрессировать. Дрессировщицу заметили в цирке Никулина. Там и состоялось первое выступление её и пушистых питомцев.

Пару слов о симферопольских артистах. Это балетная группа Симферопольского цирка под руководством главного балетмейстера, Заслуженной артистки Крыма Елены Тезиковой. Наши девушки изящны, красивы и пластичны — идеально дополнили программу. Добавим ко всему световое шоу главного художника по свету — Заслуженного работника культуры Крыма Марины Кричевской и потрясающую музыку (да-да, «живую» музыку, не запись!) оркестра Симферопольского цирка под управлением главного дирижёра, Заслуженного артиста Крыма Александра Татишвили. И это далеко не всё.

Акробатическая  пятёрка «Вальтиш»
Акробатическая пятёрка «Вальтиш»

«Герои» под куполом

Главный номер второго отделения — выступление экстрим-группы «Герои» с номером «Воздушный полёт». Группа возникла 12 лет назад. Её основателем стал молодой талантливый артист Московского цирка Ю. Никулина Станислав Богданов. Со Станиславом зрители уже познакомились во время его выступления на лапендуле. Здесь же в номере выступают не двое, а девять человек. Как заметил один из цирковых критиков, «в художественном образе заложена идея героев нового времени с их динамичным ощущением жизни. Сильные трюки — перелёты, бланши, двойные и тройные сальто, в том числе с пируэтом — исполняются в быстром темпе и без страховки». Лучше не скажешь, да и никакими словами не передать волшебство циркового искусства на грани человеческих возможностей.

Однажды за выступлением «Героев» наблюдал Владимир Путин. Президенту понравилось.

Эквилибр с хула-хупами  в исполнении Е. Шелудяковой
Эквилибр с хула-хупами в исполнении Е. Шелудяковой

Красота в кубе

Второе отделение начнёт прекрасное трио спортсменок, гимнасток, наконец, просто красавиц из Санкт-Петербурга с номером «Воздушные ремни», без страховки. Я поговорил с руководителем группы Ренатом Максюдовым. Когда-то Ренат Закиевич занимался спортивной гимнастикой, потом стал воздушным гимнастом, уйдя на пенсию, создал свой гимнастический коллектив.

— В нём три грации: Ольга Васильева, Мария Тимчук и Ксения Шполянская, — перечислил наставник. — У Ксении в Симферополе первое выступление на большой арене. Она с поставленной задачей справилась прекрасно. Конечно, мы соскучились по настоящему цирковому представлению. Дома продолжали готовиться по четыре часа в день. Пандемия внесла серьёзные коррективы в наши планы. Тем не менее мы побывали на «Талант-шоу» в Германии и выступили в Самаре. В чём секрет успеха нашей группы? В репетициях, тщательной подготовке.

— Мы очень соскучились по арене, — признаётся Ольга Васильева. — С февраля не ступали на неё. Чем занимались всё это время? Тренировались и подрабатывали на корпоративах. В Крыму в первый раз. Из-за плотного графика выступлений пока нигде не были. Зато встретились с крымчанами. Очень приятный зал! Пожелания? Больше хлопайте в ладоши и улыбайтесь!

Клоун Шиндрик
Клоун Шиндрик

Привет от Шиндрика!

Обо всех рассказали? Нет? Не слышу! Громче! Ну, конечно, всё представление на арене — клоун-эксцентрик Шиндрик! С ним корреспонденты «КИ» поговорили в гримёрке.

— По паспорту я Дмитрий Шиндриков, а по жизни — Шиндрик, — улыбается клоун. — Так когда-то прозвали друзья, так и появилось у меня клоунское имя. Работаю в Московском цирке им. Юрия Никулина. Последний раз на арену из-за пандемии выходил 9 месяцев назад. Всё это время было ужасное чувство внутренней пустоты. А это для артиста — хуже некуда. Тренировался ли я? Нет. Надеюсь, мои цирковые друзья не обидятся, но я считаю (улыбается) репетиции — для бездарных, а грим — для некрасивых. Мне хватает репетиции перед началом представления. А вот если что-то новое придумать и отработать — конечно, нужно время. Что же касается грима, то российские клоуны практически его не используют. Это наши западные коллеги так разукрасятся, что их потом дети боятся.

Клоунаду Дмитрий не выбрал, это она его выбрала по смешливому характеру. С 11 лет ходил в кружок — жонглировал, учился акробатике. Когда стал профессиональным клоуном, загрустил, поняв, что мастеров в этом деле становится всё меньше. Может, потому, что исчезла школа?

— Чем я занимался во время вынужденного простоя? — переспрашивает Шиндрик. — Делал людям ремонт, устанавливал розетки, вешал люстры, подключал стиральные машинки… Спасибо отцу — научил! А куда деваться? У меня ипотека. Маленький ребёнок. Никто не думал, что так всё будет «не смешно»… А по образованию я экономист. Выходит, что клоун-экономист.

— Судя по состоянию экономики в стране, вы такой не один. В соседнем государстве клоун в президенты пошёл. А как жена относится к вашей работе?

— Жена у меня химик-технолог. Она сказала перед замужеством, что у нас два пути: «Или мы ездим на гастроли вместе, или ты бросаешь профессию». Теперь на одного химика-технолога в России стало меньше, она ездит со мной и помогает в клоунаде. В ноябре, после долгого перерыва, я побывал на гастролях в Гомеле, после этого был уже в хорошем настроении и, конечно, с превеликим удовольствием принял приглашение Бориса Тезикова выступить в Симферополе! В Крыму впервые. Первое впечатление: теплота! А я сам из Саратова, мама вчера звонила, там -27!

Шиндрику крымская публика нравится. Говорит, она отличается, более открытая, что ли… А вот с самыми безразличными он столкнулся в Израиле. Там зрители сидят едва ли не боком к арене и постоянно рассказывают что-то друг другу. Вероятно, у них «свой цирк».

Мы обсудили с Шиндриком один из его номеров, где он ловит на арене световые пятна от прожектора. Не от Олега Попова позаимствован ли этот номер?

— Возможно, — ответил клоун. — Но до Попова эта реприза использовалась у Чарли Чаплина. И не Чарли, вероятно, её придумал, хотя я считаю этого выдающегося артиста не только великим клоуном и комиком, но и мудрым человеком. Однажды он произнёс: «Я верю, что могущество смеха и слёз сможет стать противоядием от ненависти и страха». Пользуясь случаем, я желаю крымчанам радости и здоровья. И до встречи в цирке!

Алексей ВАСИЛЬЕВ
Фото Валентина ГУСЕВА