Чуткий и искренний художник, замечательный патриот своей Родины Н. Я. Мясковский вошел в историю советской музыки как выдающийся композитор.
Каждая из симфоний Мясковского, писал критик Б. Асафьев, «звено за звеном вплеталась в становление русской музыки, скрепляя связь эры советской музыкальной культуры с минувшей эрой русской классической музыки и являясь базой для дальнейшего становления монументальных форм».
Последняя, 27-я симфония Мясковского — итог творчества композитора, его завещание советским людям.
27-я симфония — произведение не программное. Можно только предполагать, что темой ее являются философские раздумья художника о современной действительности и ее людях, воспоминания о днях войны.
Симфония состоит из трех частей. Начало первой — напряженно. В смятенных возгласах главной темы слышится рассказ о драматической борьбе, а когда появляется вторая, медленная тема, возникает как бы образ главного героя, рассказчика, с его скорбным миром чувств, его болью за всех, кому тяжело в борьбе. Заключение полно драматизма: до победы еще далеко. Во второй части наступает некоторый отдых. Нужно осознать происходящее. Музыка второй части величаво лирична. И снова начинается борьба, возникают картины сражения, слышны призывные фанфарные возгласы. Видимо, победа близка, потому что темы начала второй части звучат в заключении уже более светло, они полны покоя и умиротворения. Финал проникнут героическим пафосом. Одна из его тем — торжественная песня-марш,— постепенно развиваясь, приобретает все больший блеск, звучит ликованием, прославляя радость победы.
Многое в 27-й симфонии явилось творческим развитием традиций Чайковского. Ее пламенный пафос возвышает, делает человека лучше, прекраснее.
А. Курцман, музыковед
Другие интересные статьи читайте на сайте www.aliasort.ru