Богатое на события царствование Ашшурбанапала и заканчивалось тоже весьма бурно. Через века до нас дошли обрывки документов, из которых явствует, что последние годы правления великого ассирийского царя не были спокойными и умиротворенными. Военный поход, в результате которого был превращен в ассирийскую провинцию Элам, стал последним завоеванием Ашшурбанапала. Среди историков нет единства относительно точного срока смерти великого ассирийского царя, разные ученые называют 635, 633, 631 и 627 г. до н.э., в качестве этой печальной даты. В оставшиеся ему годы жизни Ашшурбанипал пытался исправить тот чудовищный вред, который нанес мятеж Шамаш-шум-укина империи. Он упорно продолжал следовать политике своего отца Асархаддона, направленной на равноправное объединение Ассирии и Вавилонии в одну империю.
В какой-то мере мятеж помог, он выявил наиболее ортодоксальных противников Ассирии в Вавилоне и Стране моря и дал повод решительно и жестоко расправиться с ними. Однако жестокое подавление восстания безо всякого сомнения увеличило и без того немалую неприязнь народов Вавилонии к Ассирии до размеров ненависти. Преодолеть эту пропасть между народами было очень тяжело, если вообще возможно. Но полностью невыполнимой эту задачу сделало противодействие со стороны самих ассирийцев и в первую очередь со стороны высокопоставленных чиновников, полководцев и высшего эшелона жречества. И тут престарелый царь никак не мог рассчитывать на помощь «железных легионов» ассирийской армии, воины которой в большинстве своем уже не принадлежали к «титульной» нации и, по большому счету, были обычными наемниками, живущими за счет постоянных войн и сопутствующего им грабежа.
Ассирийскую «элиту» не устраивал царь, отказавшийся от военных походов и решающий конфликты на границах и в ранее завоеванных областях путем переговоров, сведя «силовую составляющую» к минимуму. Еще большую неприязнь в правящих кругах Ассирии вызывала мысль о необходимости поделиться властью с выходцами из вавилонской аристократии. Во время подавления мятежа Шамаш-шум-укина, ассирийской армией руководили вавилонянин Мардук-аплу-иддин и халдей Бэл-ибни, последний за выдающиеся достижения в ратных делах получил высшее звание в ассирийской армии – чин туртана и стал правителем Страны моря. Но это в провинции, пусть и привилегированной. Привлекать «местные кадры» для управления покоренными областями было обычной практикой для империи. Но допустить «чужаков» к «рычагам власти», да еще на равных правах?! На подобное «святотатство» никогда добровольно не пошел бы ни один чиновник и не только в Ассирии.
В результате подобных противоречий Ашшурбанапал оказался в полном одиночестве, опереться ему было не на кого. Более того, высшие сановники стали подумывать о том, что «царь то уже не тот» и идея о замене Ашшурбанапала на кого-то более молодого, энергичного и, главное, подконтрольного вельможам, начинала «витать в воздухе». К сожалению, анналы Ашшурбанапала обрываются на 639 г. до н.э., а прочие, сохранившиеся с того времени документы, рисуют только общую картину, но подробности приходится домысливать. Поэтому существует несколько вариантов дальнейшего развития событий:
«… сам Ашшурбанипал «взял руку бога Бэла» и стал царем Вавилона под именем Кандалану. Вавилонское царство сохранило свою автономию в личной унии с Ассирией. … Вавилонофильство Ашшурбанипала действовало на ассирийских милитаристов, как красная тряпка на разъяренного быка. Они не желали делиться властью ни с кем и тем более с возрождающимся Вавилоном. … В 630 г. клика милитаристов отстранила Ашшурбанипала от власти и возвела на престол своего лидера — генерала Син-шум-лишира. Однако сопротивление перевороту оказалось настолько сильным, что Син-шум-лишир вынужден был посадить рядом с собой на престол Син-шарру-ишкуна, одного из сыновей Ашшурбанипала. … Победу одержала военщина, но ей все же пришлось пойти на уступки своим противникам. На престоле Ассирии остался Син-шарру-ишкун, а за старым Ашшурбанипалом (Кандалану) было сохранено Вавилонское царство». В. А. Белявский
Игорь Михайлович Дьяконов изложил свою версию произошедшего так: «… около 633 г. Ашшурбанапал умер и на ассирийский престол взошел его сын Ашшурэтелилани, – по-видимому, после периода усобицы. Ашшурэтелилани правил не менее четырех лет, скорее всего – до 626 г., и в течение того же времени в Вавилоне правил Кандалану. Затем Ашшурэтелилани был, по-видимому, свергнут с престола своим полководцем и фаворитом (и, вероятно, родичем) Синшумлиширом, который завладел также и Вавилонией, однако вскоре был побежден вступившим на престол последним ассирийским царем Синшаришкуном (Сараком), также сыном Ашшурбанапала …».
Жизнь не стоит на месте, даже если речь идет о событиях произошедших несколько тысячелетий назад. Появляются новые находки, удается «расшифровать» новые документы, свидетельствующие о событиях прошлого. На данный момент реконструкция последних лет правления Ашшурбанапала в «усредненном» виде выглядит следующим образом: После 639 г. до н.э. или даже несколько раньше, в Ассирии среди высшей знати витала идея о том, что пора стареющему царю слегка подвинуться и дать место молодому соправителю. Видимо сторонников подобной идеи было достаточно много, и они выступали во главе серьезных сил, потому что чуть позднее Ашшурбанапалу все-таки пришлось «подвинуться».
Сыновей у Ашшурбанипала было двое Ашшур-этел-илани и Син-шар-ишкун, соответственно и придворные разделились на две «партии», каждая из которых продвигала своего «кандидата». В результате «схватки бульдогов под ковром», соправителем Ашшурбанипала стал Ашшур-этел-илани. Решающим фактором для избрания кандидата на роль царя Ассирии стала поддержка со стороны евнуха-полководца Син-шуму-лишира, который мало того, что занимал одну из важных должностей при дворе, но при этом еще имел огромное влияние в армии. А дальше политические коллизии начинают приобретать совсем неприятную для Ассирии форму, наверно, именно этим объясняется недостаточность и противоречивость дошедшей до нас информации.
Из сильно фрагментированного текста известно, что в 633 г. до н. э. другой сын, Ашшурбанапала Син-шар-ишкун почему-то носит на юге Вавилонии в городе Урук титул «царь Ассирии». Однако, через два года в 631 г. до н. э. в том же Уруке, как и во всей остальной Вавилонии, считают своим царем Кандалану. Возможно, что Кандалану и Син-шар-ишкун боролись за власть в Вавилонии с переменным успехом потому, что в 628 г. до н. э. все в том же Уруке опять считают царем Син-шар-ишкуна. Но кавардак в вечно буйной Вавилонии это полбеды, а вот то, что к 629 г. до н. э. Ассирийское царство было фактически разделено на две части, это уже была беда для империи.
В Ниневии правил Ашшур-этель-илани, а его отец управлял из древней столицы Ассирии, названной в честь бога войны, Ашшура, и это было странно. Почему? Потому, что «любимая игрушка» Ашшурбанапала - его библиотека, собиранию которой он посвятил всю свою жизнь, осталась в Ниневии. К тому же «старшим царем» считался Ашшур-этель-илани, что при живом отце было весьма необычно. Похоже, имел место дворцовый переворот, после которого Ашшурбанапал был отстранен от власти и отправился прозябать в Ашшур, Ашшур-этель-илани – стал номинальным правителем, а реальную власть получил «великий евнух Ассирии» Син-шуму-лишир. Но это всего лишь одно из возможных предположений, точных сведений нет.
В 629 г. до н. э. произошло еще одно событие, всю важность которого современники не могли оценить. Во все века, любой нормальный начальник, придя к власти, старается расставить на «ключевые должности» своих людей. Син-шуму-лишир не был исключением, поэтому, дорвавшись до высшей власти, начал внедрять в аппарат управления империей своих людей. Правитель Приморья туран Бел-ибни был «человеком Ашшурбанапала», кроме того, будучи известным полководцем, он являлся конкурентом Син-шуму-лишира в борьбе за влияние на армию. Поэтому, сразу же после потери Ашшурбанапалом власти, его ставленник был заменен на другого человека, которым стал потомок древнего рода Набопаласар.
Отец Набопаласара был правителем халдейского княжества Бит-Даккури. После подавления восстания халдеев, вспыхнувшего в ответ на возвращение восстановленному Вавилону земель, когда-то отданных халдеям Синаххерибом, он был казнен по приказу Асархаддона в 678 г. до н.э. После того как Набопаласар был утвержден на высокую должность, его отца посмертно «реабилитировали». Ашшур-этель-илани даже разрешил вернуть на родину останки князя Шамаш-ибни, чтобы новый правитель Приморья мог похоронить отца с необходимыми церемониями.
В начале 627 г. до н.э. умер последний великий царь Ассирии Ашшурбанапал. Его смерть стала сигналом для начала мятежа наместника города Набу-рехту-уцура. Мятеж был быстро подавлен личной армией «великого евнуха» Син-шум-лишира. Наличие подобной армии в руках одного из вельмож уже говорит о слабости правящего царя, но после разгрома мятежников Ашшур-этель-илани сделал Син-шум-лишира своим соправителем, тем самым подтвердив высказанные выше подозрения о том, кто на самом деле правил.
В мае 627 г. до н. э. умирает вавилонский царь Кандалану, очень загадочная историческая фигура. Само его существование не вызывает сомнения, Кандалану неоднократно упоминается в различных документах той эпохи. Но кроме даты вступления на вавилонский престол и даты смерти о нем неизвестно ничего, ни происхождения, ни каких-то достижений или наоборот неудач, полная пустота. Вероятнее всего, Кандалану был чисто номинальным правителем и не имел политической и военной силы для самостоятельных действий, поэтому всю свою жизнь он покорно исполнял решения Ашшурбанапала. Таинственность всегда порождает конспирологические догадки, и в ассириологии существовала некогда очень популярная теория о том, что Ашубанипал и Кандалану были одним и тем же человеком. Кандалану просто было именем, под которым ассирийский царь короновался в Вавилоне. В настоящее время эта гипотеза признана ошибочной.
После смерти Кандалану правителем Вавилонии должен был стать Син-шар-ишкун, но свои претензии на Вавилонию обозначил и Син-шум-лишир. Похоже, что одной Ассирии властолюбивому евнуху было мало, и он решил стать настоящим «царем вселенной». Однако, подобное усиление Син-шум-лишира «не пришлось по вкусу» другим влиятельным вельможам Ассирии и власть в Вавилонии досталась Син-шар-ишкуну. Пока «великие» грызлись за власть, в городе Вавилоне установилось самоуправление и, захватившие власть «лучшие люди города», не спешили признавать кого-либо своим царем. В вавилонском летоисчислении в этот период существовал обычай датировать документы по стандартным формулам, причем счёт велся от воцарения правителей. Так вот, в это время документы продолжали датироваться от начала правления уже умершего Кандалану, как бы отражая существующее безвластие.
Между тем, на царящую в Ассирии неразбериху, а как еще назвать ситуацию, когда государство имеет больше одного царя (президента, председателя координационного совета, диктатора … нужное вставить), почувствовали не только в Вавилонии, и тут началось… К 627 г. до н.э. Ассирия начинает терять контроль над Сирией и Палестиной. В Иудее царь Йошийаху (Осия) начинает распространение своей власти и монотеистического культа Яхве на близлежащие области. Фараон Псамметих возобновляет осаду филистимского города Ашдод, который будет взят египтянами в 625 г. до н. э., причем к моменту начала второй осады город уже будет покинут ассирийскими войсками. Начинается отказ финикийских городов от ассирийского протектората. Восстановленный к этому времени Сидон, становится фактически независимым городом-государством.
Давний противник Ассирии – Урарту, еще во времена Асархаддона находилось в затянувшемся упадке, и его окраинные земли потихоньку прибирали к рукам окрепшие соседи Мидия и Манна. Мидийское царство к этому времени пережило этап становления государственности и владычество скифов (Подробнее Здесь: Мидийское царство, трудная дорога к победе ), от которого к описываемому времени благополучно освободилось и под руководством своего энергичного царя Киаксара начало территориальные завоевания. Как раз в 630-е годы Мидия подчиняет себе союзника Ассирии — Персиду. Этому «параду суверенитетов» Ассирия помешать никак не могла. Империя сначала была полностью углублена во внутренние «разборки» между царями и претендентами на звание таковых, а позднее начался очередной мятеж в Вавилонии. Почти сразу же после смерти царя Вавилонии Кандалану в мае 627 г. до н. э. правитель Страны Моря Набопаласар выходит из повиновения ассирийскому царю и во главе объединенного, преимущественно халдейского, войска захватывает город Урук, «вотчину» Син-шар-ишкуна. В конце мая его войско уже осаждает верный оплот Ассирии на юге – город Ниппур. Так начинается восстание, ставшее началом конца Ассирии.
При подготовке статьи использованы следующие материалы:
«История древней Ассирии» Садаев Д.Ч.
«Древняя Ассирия» Мочалов М.Ю.
"История Мидии" И.М. Дьяконов
«Вавилон легендарный и Вавилон исторический» В. А. Белявский