Найти тему
Кот Баюн

Начало конца Ассирии

  Ниневия. Художник Рональд Сидней Эмблтон
Ниневия. Художник Рональд Сидней Эмблтон

Богатое на события царствование Ашшурбанапала и заканчивалось тоже весьма бурно. Через века до нас дошли обрывки документов, из которых явствует, что последние годы правления великого ассирийского царя не были спокойными и умиротворенными. Военный поход, в результате которого был превращен в ассирийскую провинцию Элам, стал последним завоеванием Ашшурбанапала. Среди историков нет единства относительно точного срока смерти великого ассирийского царя, разные ученые называют 635, 633, 631 и 627 г. до н.э., в качестве этой печальной даты. В оставшиеся ему годы жизни Ашшурбанипал пытался исправить тот чудовищный вред, который нанес мятеж Шамаш-шум-укина империи. Он упорно продолжал следовать политике своего отца Асархаддона, направленной на равноправное объединение Ассирии и Вавилонии в одну империю.

Ашшурбанапал в зрелые годы, реконструкция. Автор, увы, неизвестен
Ашшурбанапал в зрелые годы, реконструкция. Автор, увы, неизвестен

В какой-то мере мятеж помог, он выявил наиболее ортодоксальных противников Ассирии в Вавилоне и Стране моря и дал повод решительно и жестоко расправиться с ними. Однако жестокое подавление восстания безо всякого сомнения увеличило и без того немалую неприязнь народов Вавилонии к Ассирии до размеров ненависти. Преодолеть эту пропасть между народами было очень тяжело, если вообще возможно. Но полностью невыполнимой эту задачу сделало противодействие со стороны самих ассирийцев и в первую очередь со стороны высокопоставленных чиновников, полководцев и высшего эшелона жречества. И тут престарелый царь никак не мог рассчитывать на помощь «железных легионов» ассирийской армии, воины которой в большинстве своем уже не принадлежали к «титульной» нации и, по большому счету, были обычными наемниками, живущими за счет постоянных войн и сопутствующего им грабежа.

Знатные ассирийцы в повседневных одеяниях
Знатные ассирийцы в повседневных одеяниях

Ассирийскую «элиту» не устраивал царь, отказавшийся от военных походов и решающий конфликты на границах и в ранее завоеванных областях путем переговоров, сведя «силовую составляющую» к минимуму. Еще большую неприязнь в правящих кругах Ассирии вызывала мысль о необходимости поделиться властью с выходцами из вавилонской аристократии. Во время подавления мятежа Шамаш-шум-укина, ассирийской армией руководили вавилонянин Мардук-аплу-иддин и халдей Бэл-ибни, последний за выдающиеся достижения в ратных делах получил высшее звание в ассирийской армии – чин туртана и стал правителем Страны моря. Но это в провинции, пусть и привилегированной. Привлекать «местные кадры» для управления покоренными областями было обычной практикой для империи. Но допустить «чужаков» к «рычагам власти», да еще на равных правах?! На подобное «святотатство» никогда добровольно не пошел бы ни один чиновник и не только в Ассирии.

У царского престола должны находиться только «самые достойные. А кто «достоин» чиновники, в идеале, должны решать сами
У царского престола должны находиться только «самые достойные. А кто «достоин» чиновники, в идеале, должны решать сами

В результате подобных противоречий Ашшурбанапал оказался в полном одиночестве, опереться ему было не на кого. Более того, высшие сановники стали подумывать о том, что «царь то уже не тот» и идея о замене Ашшурбанапала на кого-то более молодого, энергичного и, главное, подконтрольного вельможам, начинала «витать в воздухе». К сожалению, анналы Ашшурбанапала обрываются на 639 г. до н.э., а прочие, сохранившиеся с того времени документы, рисуют только общую картину, но подробности приходится домысливать. Поэтому существует несколько вариантов дальнейшего развития событий:

«… сам Ашшурбанипал «взял руку бога Бэла» и стал царем Вавилона под именем Кандалану. Вавилонское царство сохранило свою автономию в личной унии с Ассирией. … Вавилонофильство Ашшурбанипала действовало на ассирийских милитаристов, как красная тряпка на разъяренного быка. Они не желали делиться властью ни с кем и тем более с возрождающимся Вавилоном. … В 630 г. клика милитаристов отстранила Ашшурбанипала от власти и возвела на престол своего лидера — генерала Син-шум-лишира. Однако сопротивление перевороту оказалось настолько сильным, что Син-шум-лишир вынужден был посадить рядом с собой на престол Син-шарру-ишкуна, одного из сыновей Ашшурбанипала. … Победу одержала военщина, но ей все же пришлось пойти на уступки своим противникам. На престоле Ассирии остался Син-шарру-ишкун, а за старым Ашшурбанипалом (Кандалану) было сохранено Вавилонское царство». В. А. Белявский

К власти рвались молодые и дерзкие, а за их спиной маячили ребята с булавами. Художник Констан Леруа
К власти рвались молодые и дерзкие, а за их спиной маячили ребята с булавами. Художник Констан Леруа

Игорь Михайлович Дьяконов изложил свою версию произошедшего так: «… около 633 г. Ашшурбанапал умер и на ассирийский престол взошел его сын Ашшурэтелилани, – по-видимому, после периода усобицы. Ашшурэтелилани правил не менее четырех лет, скорее всего – до 626 г., и в течение того же времени в Вавилоне правил Кандалану. Затем Ашшурэтелилани был, по-видимому, свергнут с престола своим полководцем и фаворитом (и, вероятно, родичем) Синшумлиширом, который завладел также и Вавилонией, однако вскоре был побежден вступившим на престол последним ассирийским царем Синшаришкуном (Сараком), также сыном Ашшурбанапала …».

Жизнь не стоит на месте, даже если речь идет о событиях произошедших несколько тысячелетий назад. Появляются новые находки, удается «расшифровать» новые документы, свидетельствующие о событиях прошлого. На данный момент реконструкция последних лет правления Ашшурбанапала в «усредненном» виде выглядит следующим образом: После 639 г. до н.э. или даже несколько раньше, в Ассирии среди высшей знати витала идея о том, что пора стареющему царю слегка подвинуться и дать место молодому соправителю. Видимо сторонников подобной идеи было достаточно много, и они выступали во главе серьезных сил, потому что чуть позднее Ашшурбанапалу все-таки пришлось «подвинуться».

Ассирийский высокопоставленный царедворец
Ассирийский высокопоставленный царедворец

Сыновей у Ашшурбанипала было двое Ашшур-этел-илани и Син-шар-ишкун, соответственно и придворные разделились на две «партии», каждая из которых продвигала своего «кандидата». В результате «схватки бульдогов под ковром», соправителем Ашшурбанипала стал Ашшур-этел-илани. Решающим фактором для избрания кандидата на роль царя Ассирии стала поддержка со стороны евнуха-полководца Син-шуму-лишира, который мало того, что занимал одну из важных должностей при дворе, но при этом еще имел огромное влияние в армии. А дальше политические коллизии начинают приобретать совсем неприятную для Ассирии форму, наверно, именно этим объясняется недостаточность и противоречивость дошедшей до нас информации.

Из сильно фрагментированного текста известно, что в 633 г. до н. э. другой сын, Ашшурбанапала Син-шар-ишкун почему-то носит на юге Вавилонии в городе Урук титул «царь Ассирии». Однако, через два года в 631 г. до н. э. в том же Уруке, как и во всей остальной Вавилонии, считают своим царем Кандалану. Возможно, что Кандалану и Син-шар-ишкун боролись за власть в Вавилонии с переменным успехом потому, что в 628 г. до н. э. все в том же Уруке опять считают царем Син-шар-ишкуна. Но кавардак в вечно буйной Вавилонии это полбеды, а вот то, что к 629 г. до н. э. Ассирийское царство было фактически разделено на две части, это уже была беда для империи.

Ассирия в одно мгновение от наивысшего могущества перешла к возможности распада и гражданской войны. Было отчего задуматься
Ассирия в одно мгновение от наивысшего могущества перешла к возможности распада и гражданской войны. Было отчего задуматься

В Ниневии правил Ашшур-этель-илани, а его отец управлял из древней столицы Ассирии, названной в честь бога войны, Ашшура, и это было странно. Почему? Потому, что «любимая игрушка» Ашшурбанапала - его библиотека, собиранию которой он посвятил всю свою жизнь, осталась в Ниневии. К тому же «старшим царем» считался Ашшур-этель-илани, что при живом отце было весьма необычно. Похоже, имел место дворцовый переворот, после которого Ашшурбанапал был отстранен от власти и отправился прозябать в Ашшур, Ашшур-этель-илани – стал номинальным правителем, а реальную власть получил «великий евнух Ассирии» Син-шуму-лишир. Но это всего лишь одно из возможных предположений, точных сведений нет.

В 629 г. до н. э. произошло еще одно событие, всю важность которого современники не могли оценить. Во все века, любой нормальный начальник, придя к власти, старается расставить на «ключевые должности» своих людей. Син-шуму-лишир не был исключением, поэтому, дорвавшись до высшей власти, начал внедрять в аппарат управления империей своих людей. Правитель Приморья туран Бел-ибни был «человеком Ашшурбанапала», кроме того, будучи известным полководцем, он являлся конкурентом Син-шуму-лишира в борьбе за влияние на армию. Поэтому, сразу же после потери Ашшурбанапалом власти, его ставленник был заменен на другого человека, которым стал потомок древнего рода Набопаласар.

Набопаласар – правитель Страны Моря
Набопаласар – правитель Страны Моря

Отец Набопаласара был правителем халдейского княжества Бит-Даккури. После подавления восстания халдеев, вспыхнувшего в ответ на возвращение восстановленному Вавилону земель, когда-то отданных халдеям Синаххерибом, он был казнен по приказу Асархаддона в 678 г. до н.э. После того как Набопаласар был утвержден на высокую должность, его отца посмертно «реабилитировали». Ашшур-этель-илани даже разрешил вернуть на родину останки князя Шамаш-ибни, чтобы новый правитель Приморья мог похоронить отца с необходимыми церемониями.

В начале 627 г. до н.э. умер последний великий царь Ассирии Ашшурбанапал. Его смерть стала сигналом для начала мятежа наместника города Набу-рехту-уцура. Мятеж был быстро подавлен личной армией «великого евнуха» Син-шум-лишира. Наличие подобной армии в руках одного из вельмож уже говорит о слабости правящего царя, но после разгрома мятежников Ашшур-этель-илани сделал Син-шум-лишира своим соправителем, тем самым подтвердив высказанные выше подозрения о том, кто на самом деле правил.

Ученые спорят о том, кем был вавилонский царь Кандалану. Преполагают что он был одним из сыновей Асархаддона или кем-то из местной знати, оставшейся лояльной ассирийцам во время восстания. Находят в его имени намек на физическое уродство, возможно косолапость.
Ученые спорят о том, кем был вавилонский царь Кандалану. Преполагают что он был одним из сыновей Асархаддона или кем-то из местной знати, оставшейся лояльной ассирийцам во время восстания. Находят в его имени намек на физическое уродство, возможно косолапость.

В мае 627 г. до н. э. умирает вавилонский царь Кандалану, очень загадочная историческая фигура. Само его существование не вызывает сомнения, Кандалану неоднократно упоминается в различных документах той эпохи. Но кроме даты вступления на вавилонский престол и даты смерти о нем неизвестно ничего, ни происхождения, ни каких-то достижений или наоборот неудач, полная пустота. Вероятнее всего, Кандалану был чисто номинальным правителем и не имел политической и военной силы для самостоятельных действий, поэтому всю свою жизнь он покорно исполнял решения Ашшурбанапала. Таинственность всегда порождает конспирологические догадки, и в ассириологии существовала некогда очень популярная теория о том, что Ашубанипал и Кандалану были одним и тем же человеком. Кандалану просто было именем, под которым ассирийский царь короновался в Вавилоне. В настоящее время эта гипотеза признана ошибочной.

После смерти Кандалану правителем Вавилонии должен был стать Син-шар-ишкун, но свои претензии на Вавилонию обозначил и Син-шум-лишир. Похоже, что одной Ассирии властолюбивому евнуху было мало, и он решил стать настоящим «царем вселенной». Однако, подобное усиление Син-шум-лишира «не пришлось по вкусу» другим влиятельным вельможам Ассирии и власть в Вавилонии досталась Син-шар-ишкуну. Пока «великие» грызлись за власть, в городе Вавилоне установилось самоуправление и, захватившие власть «лучшие люди города», не спешили признавать кого-либо своим царем. В вавилонском летоисчислении в этот период существовал обычай датировать документы по стандартным формулам, причем счёт велся от воцарения правителей. Так вот, в это время документы продолжали датироваться от начала правления уже умершего Кандалану, как бы отражая существующее безвластие.

Фараон Псамметих I договаривается с греческими наемниками. Художник Джонни Шумейт
Фараон Псамметих I договаривается с греческими наемниками. Художник Джонни Шумейт

Между тем, на царящую в Ассирии неразбериху, а как еще назвать ситуацию, когда государство имеет больше одного царя (президента, председателя координационного совета, диктатора … нужное вставить), почувствовали не только в Вавилонии, и тут началось… К 627 г. до н.э. Ассирия начинает терять контроль над Сирией и Палестиной. В Иудее царь Йошийаху (Осия) начинает распространение своей власти и монотеистического культа Яхве на близлежащие области. Фараон Псамметих возобновляет осаду филистимского города Ашдод, который будет взят египтянами в 625 г. до н. э., причем к моменту начала второй осады город уже будет покинут ассирийскими войсками. Начинается отказ финикийских городов от ассирийского протектората. Восстановленный к этому времени Сидон, становится фактически независимым городом-государством.

Урарту. Художник Рубик Кочарян
Урарту. Художник Рубик Кочарян

Давний противник Ассирии – Урарту, еще во времена Асархаддона находилось в затянувшемся упадке, и его окраинные земли потихоньку прибирали к рукам окрепшие соседи Мидия и Манна. Мидийское царство к этому времени пережило этап становления государственности и владычество скифов (Подробнее Здесь: Мидийское царство, трудная дорога к победе ), от которого к описываемому времени благополучно освободилось и под руководством своего энергичного царя Киаксара начало территориальные завоевания. Как раз в 630-е годы Мидия подчиняет себе союзника Ассирии — Персиду. Этому «параду суверенитетов» Ассирия помешать никак не могла. Империя сначала была полностью углублена во внутренние «разборки» между царями и претендентами на звание таковых, а позднее начался очередной мятеж в Вавилонии. Почти сразу же после смерти царя Вавилонии Кандалану в мае 627 г. до н. э. правитель Страны Моря Набопаласар выходит из повиновения ассирийскому царю и во главе объединенного, преимущественно халдейского, войска захватывает город Урук, «вотчину» Син-шар-ишкуна. В конце мая его войско уже осаждает верный оплот Ассирии на юге – город Ниппур. Так начинается восстание, ставшее началом конца Ассирии.

При подготовке статьи использованы следующие материалы:

«История древней Ассирии» Садаев Д.Ч.

«Древняя Ассирия» Мочалов М.Ю.

"История Мидии" И.М. Дьяконов

«Вавилон легендарный и Вавилон исторический» В. А. Белявский

Вавилонские всадники
Вавилонские всадники