Найти тему
WWI/WWII в кино

"Эми и Ягуар" Макса Фербербёка (Германия, 1999 год). Самое то на Новый год.

Всем привет, всех с Новым годом!

Итак, пересмотрел я старенький уже фильм о любви двух женщин, живших в Берлине в годы Второй мировой войны. Впервые увидел его где-то лет 15 назад, примерно в те же времена, когда и "Энигму", "Британик" и прочее, что тут уже вспоминал. И вот, новогодние праздники оказались удивительно подходящим временем, чтобы пересмотреть эту замечательную немецкую картину.

И дело не только в том, что там есть Новый год. Не знаю, как это объяснить ... быть может, пришла пора зрелости и лучшего понимания реальности? Впрочем, каждый решит это для себя сам.

Итак, это фильм о Сопротивлении в самом центре рейха, в Берлине. Главная героиня, Фелиция, и её подруги Лотта, Клара и Ильза ведут тайную борьбу против нацистов. Стоит ли говорить, насколько это опасно и какого напряжения душевных сил это им стоит? Скрывать, что они еврейки. Ходить на концерты, мило улыбаться немцам, а в это же время тайно передавать документы. Чтобы спасти хоть сколько-нибудь людей.

Фелиция и Ильза на концерте.
Фелиция и Ильза на концерте.

Между тем, Третий рейх понемногу погибает. Фильм и начинается со впечатляющей картины налёта союзных ВВС на Берлин.

-3
-4
-5

И повседневная жизнь погибающего Берлина прекрасно показана. Всё горит и рушится, из-под руин снова и снова выносят обгорелые трупы. Всё так же отправляют евреев на смерть.

-6

-7
Ребёнок ещё не понимает.
Ребёнок ещё не понимает.

Всё так же немецкие дети играют своими игрушками, пока еврейские дети идут в печь.

-9

Впрочем, они также могут сгореть. Только от английских и американских бомб, если не повезёт.

Вот эти серые улицы, эта торговля хлебом, эта суета повседневной жизни на развалинах - просто прекрасно. Представляете, сколько работы было сделано, чтобы показать всё это на экране? Берлин непарадный, Берлин обречённый, Берлин умирающий.

-10

И несмотря на всё это, никуда и никогда не исчезает естественная человеческая потребность в любви и наслаждении. И Юлиана Кёлер в роли заботливой многодетной матери (но притом неверной солдатской жены) Лилли - это самое то, стопроцентное попадание в образ и лучший выбор режиссёра. Ей удалось так естественно прожить на экране жизнь женщины хитрой, лживой и одновременно по-детски искренней.

Кстати, это та самая актриса, что играла роль Евы Браун в фильме "Бункер".
Кстати, это та самая актриса, что играла роль Евы Браун в фильме "Бункер".

Это же просто трагикомедия - наблюдать за её любовными похождениями и неумелыми попытками скрыть их от всевидящих окружающих. А диалог очередного любовника и её отца - это вообще прелесть, это надо видеть! Так мягко и с юмором подана тема тихого и робкого ропота и несогласия простых немцев с официальной ложью от Геббельса и компании ... Так мило раскрыто вот это несоответствие между тем, какими немцы желают казаться и тем, каковы они в реальности, у себя дома. Я не помню, как этот приём называется, когда пафос низводится до фарса.

"А что это вы тут делаете, в спальне моей дочери? - А не видно разве? Одеваюсь".
"А что это вы тут делаете, в спальне моей дочери? - А не видно разве? Одеваюсь".

Все лгут, всё запуталось в большой и малой лжи. Все говорят на публике одно, а в узком кругу своих - другое. Но это всё подаётся как бы мимоходом, вскользь, не заслоняя основной сюжетной линии - любовной.

Любовь на фоне пира во время чумы.

Такая одинокая Лилли посреди битого кирпича ...
Такая одинокая Лилли посреди битого кирпича ...
... и такие сплочённые подруги посреди чужого праздника.
... и такие сплочённые подруги посреди чужого праздника.

Любовь вспыхивает внезапно. Запретная, лесбийская, да ещё и между немкой и еврейкой-подпольщицей. Вот об этом и фильм.

Пересказывать содержание, естественно, бессмысленно. Главное, что хочется подчеркнуть - он очень уютный. Казалось бы: нацисты, война, разрушения, гестапо, пытки и смерть ...

Но чувства в душе фильм оставляет светлые.

Все ещё молоды, все ещё живы ...
Все ещё молоды, все ещё живы ...