В представлении одних родителей «плохо себя вести»- это истерить и драться, а для других- хамить, врать, воровать.
Но в целом, плохим поведением ребенка можно считать, если оно вредит самому ребенку, выходит за рамки принятых в семье и обществе правил и норм, наносит вред и ущерб окружающим.
Если ваш ребенок начнет получать плохие оценки или прогуливать школу, вы, разумеется, сразу же поймете, что у него проблемы: возможно, его терроризируют старшеклассники или он недополучает внимания дома. Но существуют такие маркеры поведения, которые не кричат всему миру о том, что у подростка есть трудности. Эти поведенческие особенности легко пропустить.
1) Отсутствие хобби.
Важной особенностью "переходного периода" является наличие хобби. Если у подростка нет любимого дела, которым он может заниматься часами, — это ещё один повод для беспокойства родителей. При нормальном поведении в этом возрасте, отмечает психолог, энергия бьёт ключом. К вечеру ребёнок должен уставать от количества интересных ему занятий. Если этого не происходит — это значит, есть проблемы, с которыми нужно обращаться к специалистам
2) Самоповреждения.
Обычная, на первый взгляд, привычка — грызть ногти или ковырять болячки — на деле является очень сильным сигналом, на который родителям сразу стоит обратить внимание. Ребёнок делает себе больно, чтобы его физическая боль заглушила внутреннюю, это может быть в том числе и увлечение опасными видами спорта, где дети постоянно получают травмы.
3) Вредные привычки.
Другой тревожный сигнал — наличие вредных привычек. Обычное курение за школой, безусловно, несёт в себе вред, однако зачастую является лишь признаком социализации, когда подростку надо "влиться в коллектив". Куда страшнее, если эти вредные привычки появляются вне "коллектива". Они говорят о том, что подсознательно ребёнок пытается разрушить собственный организм, и именно в этом случае нужно бить тревогу...
4) Одиночество.
Отсутствие друзей или влюблённости — ещё один повод бить в набат. В этом возрасте очень важным фактором становится социализация и развитие горизонтальных связей, — отмечает психолог. — Если у подростка нет друзей, это значит, что либо отсутствует навык устанавливать горизонтальные связи, либо его просто не принимают в компанию". При этом причины не всегда стоит искать в других.
5) Отсутствие эмпатии.
Если подросток начал мучать кошек, обижать и оскорблять сверстников — это ещё один признак психологических проблем. Отсутствие способности смоделировать, что чувствует кто-то иной, может быть признаком более серьёзных расстройств, в числе которых и начинающаяся шизофрения.
7) Апатия.
Для подростков весьма важно выделяться на фоне, поэтому такую проблему, как апатия, распознать легче всего. Её главные признаки — нежелание переодеться во что-то яркое или сделать вызывающую причёску. Если подростку стало всё равно, что в его гардеробе, безразлично, какую музыку слушать или что съесть на ужин, это должно стать поводом для беспокойства.
8) Расстройства пищевого поведения.
Если ребёнок перестал есть или, наоборот, внезапно начал сметать со стола всё и просить добавки, родителям стоит задуматься о расстройствах пищевого поведения. Причиной может стать неуместное замечание в адрес девочки со стороны одного из одноклассников. Есть риск, что простая фраза "Ты толстая!" в итоге сделает из девочки-подростка анорексичку, если вовремя не обратиться за помощью.
9) Проблемы со сном.
Поводом для беспокойства должна стать и бессонница. Если у подростка проявляется раздражённое и даже агрессивное состояние утром и днём, его сложно поднять с кровати или он ходит постоянно усталым, нужно проверить качество сна. Причиной недосыпов могут быть как простые физиологические изменения или стресс, так и серьёзные неврологические расстройства, в числе которых и первые признаки эпилепсии.
10) Перепады настроения.
Внезапная истерика и беспричинный смех спустя минуты? Несдержанность, вспыльчивость, грубость, странная весёлость? Да, всё это — признаки перепадов настроения, которые свойственны подросткам. В период с 11 до 17 лет очень часты перепады сосудистого и мышечного тонуса, возможно появление проблем в мозговом кровоснабжении или активация травм, связанных с более ранними периодами жизни. Так как дозревают отделы головного мозга, которые были травмированы ранее, это отражается на работе головного мозга в целом.