Пожалуй, ни один из драгоценных металлов не был окружен столь плотной мистической пеленой, как золото. Вот и за Уралом испокон веков о нем слагали легенды и предания, былинки и бывальщины. Память народная хранит много сказок, в которых правда запрятана, как золото в земле...
ЛЕГЕНДАРНЫЙ МАРКО
Целый ряд их приводит в своей детской повести «Открытия, войны, странствия адмирал-генералиссимуса и его начальника штаба на воде, на земле и под землей» воронежский писатель Евгений Титаренко — родной брат Раисы Максимовны Горбачевой. Действие его книги разворачивается в окрестностях села Белая Глина, относящегося к Верхотурскому городскому округу Свердловской области. Якобы здесь в стародавние времена жил легендарный Марко — местный эпический герой, с именем которого связано название множества природных топонимов: Марков лес, Маркова балка, Марковы горы.
Так вот, этот самый Марко, согласно одному из преданий, обнаружив в реке Туре золото, перемыл там весь
песок, а найденный драгоценный металл спрятал. Так и лежат его сокровища где-то в укромном месте, хозяина дожидаются. А вода в Туре и по сию пору из-за того мутная течет.
Впрочем, пресловутый Марко, при всех своих былинных способностях, похоже, отыскал далеко не все золото. В самом начале XX века по той же Белой Глине прошел слух об удачливом старателе, якобы вышедшем на богатую жилу как раз за Марковыми горами. Правда, воспользоваться ею в полной мере он, бедняга, не успел. В скором времени несчастного обнаружили с пробитой головой, а все найденное им золото исчезло.
Преступников поймали достаточно быстро. Было их двое. В убийстве они признались, а вот о похищенном золотишке никто из них не сказал ни единого слова.
Видимо, планировали после освобождения поживиться.
Но не вышло, сгинули оба в местах не столь отдаленных.
ВЕЛИКИЙ ПОЛОЗ
И золото
А вот легенды о внезапном оскудении некогда богатых золотых месторождений связаны исключительно с именем Золотого, или Великого, Полоза. Впервые широкой читающей публике этот персонаж открыл Павел Петрович Бажов в своей «Малахитовой шкатулке». Для тех, Кто не в курсе, скажем, что Полоз — это огромная змея, способная как навести хорошего человека на след золота, так и, напротив, заставить драгоценный металл уйти под землю.
Но одним Бажовым дело не ограничилось. Предания о Полозе записывали екатеринбургский фольклорист В. П. Кругляшова, современный писатель-фантаст А. А. Бушков. Вот лишь одна из быличек на данную тему.
По свидетельству А. А. Ан-троновой, «раньше в Полев-ском было много золота». Из-за этого и произошла ссора между жителями соседних деревень. Богатая жила обнаружилась на Полевских землях, однако первыми на нее наткнулись мужики из Полдневского. Ну и начали потихоньку разрабатывать. «Хозяева», естественно, такого не смогли стерпеть и устроили скандал. Но в самый разгар битвы из-под земли неожиданно появился Полоз.
Посмотрел на дерущихся и уполз в свою нору. А вместе с ним исчезла и жила.
ПРЕДАНИЯ НОВЫХ ВРЕМЕН
Необъяснимые случаи на золотых приисках продолжали происходить и в XX веке.
Вот что писал в одной из своих быличек рано ушедший из жизни талантливый иркутский фольклорист Валерий Петрович Зиновьев Подлинная чертовщина приключилась с Василием Ивановичем Гурьяновым, жителем разъезда Шапка Сретенского района Читинской области. Вскоре после революции и окончания Гражданской войны он с товарищами мыл золото в Сенной пади. А тогда существовали кредитные товарищества, выдававшие беднякам ссуды на самые разнообразные нужды. И вот этот самый Гурьянов, работая, все время думал, как бы ему получить эту помощь. Вдруг, откуда ни возьмись, к шурфу подошел военный в шинели и говорит ему: «Пойдем в Укурей. В кредитном товариществе тебе, как бедняку, ссуду дают». Тот подхватился и прямо в грязной старательской одежде побежал через лес — горелый березняк. Перепачкался весь в саже, естественно. Ну и вышел к мужикам, рубившим лес для другого прииска. Те поначалу испугались неведомого чуда-юда, а потом признали Гурьянова и спрашивают: куда, мол, ты, Василий Иванович, в таком виде снарядился?
А тому и сказать нечего. Солдат, который вел его за ссудой, куда-то запропастился.
И многократно исхоженные места вокруг отчего-то стали казаться незнакомыми. Пришлось незадачливому старателю просить мужиков, чтобы они показали ему дорогу и помогли выйти из леса.
Но на этом история не закончилась. Едва Гурьянов,выбравшись из чащи, остался в одиночестве, как опять появился тот самый военный со словами: «Да ты неладно идешь! В Укурей-то дорога вот!» И снова повел его куда-то в горы. Тут только несчастный спохватился и принялся читать молитвы. Все, которые знал. Лишь тогда солдат насилу от него отвязался.
ПОВЕЛИТЕЛЬ ЗМЕЙ
Другой сюжет, записанный В. П. Зиновьевым, связан с так называемыми знаткими людьми. Речь в нем шла о дедушке Паше, способном повелевать змеями. Историй про это его умение ходило превеликое множество. Так, однажды дедушка Паша избавил от змей старателей с прииска в Золотой пади.
И вроде ничего особенного не сделал. Просто забил в землю деревянный колышек, взял в руку какой-то прутик и стоял им помахивал. Сначала появилась и обвилась вокруг колышка самая большая
змея, а за ней и все остальные. Целый шипящий клубок образовался! А потом колдун махнул прутиком, и они начали расползаться. Да не просто так. Получается, что самая большая увела за собой других. По крайней мере, в ближайших окрестностях больше ни одной змеи не видели...
...И ДОМ НАШЕЛСЯ
О встрече на золотых приисках со знающим человеком — шаманом, или ясашным, рассказывается в былинке, записанной в 1983 году в поселке Манзя Богучанского района Красноярского края Ольгой Петровной Соседовой. Она рассказывает о том, какие сверхъестественные способности приписывали русские переселенцы местному инородческому населению.
Смысл сюжета этой истории сводится к тому, что одна девушка неосторожно посмеялась над слепым стариком тунгусом. А он в ответ возьми да и скажи: «Смейся, смейся, как бы потом не пожалела». Насмешница, разумеется, не обратила на его слова ровно никакого внимания. Вот только когда пошла обратно, то... не смогла отыскать собственного дома. Так и кружила по деревне до тех пор, пока соседа не встретила. Он и посоветовал ей вернуться и попросить у старика прощения. Девушка так и поступила. Старый тунгус же отнесся к происшествию с подлинно философским спокойствием: «Ты надо мной посмеялась, и я над тобой посмеялся». Пошептал что-то, и наваждение исчезло, а потерянный дом сразу нашелся.