Здравствуйте, друзья! Насколько частыми гостями в хоррорах являются призраки? Да едва ли не самыми частыми из всех. Разумеется, есть еще вампиры, оборотни, ведьмы, зомби, чудовища и многие другие. Но привидения - это классика жанра. Фильмы о неупокоенных духах снимали еще в те времена, когда самого понятия "спецэффект" не было. Да что уж там, призраков добавляли в театральные постановки задолго до кино.
А почему бы и нет? Достаточно как следует напудрить человека или нацепить на него белый балахон и привидение готово. А актеру достаточно жутко, медленно двигаться и заунывно говорить. К тому же, само наличие духа в любом произведении свидетельствует о какой-то драме, трагедии. Естественно, ведь если есть призрак, значит кого убили и вряд ли он этим доволен, что-то его терзает и не дает успокоиться.
Прошли года и сейчас различных вариантов изображения привидений целая тьма. К этому делу давно подключилась компьютерная графика и абсолютно не проблема создать на экране такой образ, чтобы волосы вставали дыбом. Духи летают, вселяются в тела живых людей, испаряются, ползают по потолкам, проходят сквозь стены - да что угодно. Но ведь суть не в этом. Не это цепляет зрителя и порождает интерес.
Самое главное здесь - в тех самых драме и трагедии, которые скрыты за появлением призрака. Какие тайны он унес с собой? Что держит его? Какое дело он хочет закончить? Лично мне, очень жаль, что в наше время режиссеры идут по простому пути, делая из духов абстрактное зло. Герои фильмов часто просто оказываются не в том месте и не в то время. И их без всякой вины и причин начинают терроризировать призраки.
Какую мораль в себе несет такой посыл, какую идею пытаются донести авторы? Да никакую, это просто развлекательные картины на один раз, не требующие никаких умственных усилий. Не буду говорить, что таких фильмов не должно быть. Легкое, незамысловатое кино, чтобы просто расслабиться вечерком периодически необходимо каждому из нас. Но мне не нравится, что таких картин стало слишком много.
Давайте, сегодня попробуем найти такие произведения, которые пошли старой проторенной дорожкой и сделали ставку на загадку и интригу. Пусть в них не будет ходящих ходуном стен и летающей посуды, но зато будет тонкий, пронизывающий ужас неизвестности. В добавок к этому, повествование сможет похвастаться умопомрачительными твистами и шокирующей концовкой. А что еще нужно для острых ощущений?
Шестое чувство. Год - 1999. Страна - США. Слоган - «Иногда дар – это проклятие». Режиссер - М. Найт Шьямалан. Оценка Кинопоиска - 8.170. Оценка IMDb - 8.1.
Начнем с живой классики жанра. Культовый, знаковый фильм Шьямалана, по-прежнему являющийся лучшим в его карьере. В этом фильме прекрасно все - сюжет, игра актеров, атмосфера. Не зря же он находится на 130 месте, среди лучших фильмов мира в топе Кинопоиска. Сам Брюс Уиллис не смог удержаться и согласился поучаствовать в ужастике, хотя бесконечно далек от подобного амплуа.
Нет, он конечно никогда не стремился стать заложником одного образа и часто экспериментировал с разными направлениями, но именно страшилок в его послужном списке практически нет. Кто знает, возможно он понимает, что вряд ли уже снимется в хорроре лучше "Шестого чувства". Если быть строгим, то не стоит называть это произведение хоррором. Лучше триллером, тонким фильмом ужасов или драмой.
Здесь нет скримеров, каких-то особенно жутких кадров или чего-то кровавого. Но это и не нужно. Зато в кадре очень органично присутствуют ребенок-экстрасенс (которого сыграл Хэйли Джоэл Осмент), детский психолог, множество неупокоенных духов и страшная тайна. Причем, тайна все время будет прятаться за множеством второстепенных событий. Вы лишь самыми задворками сознания будете что-то подозревать.
Сомневаюсь, что можно догадаться о происходящем до самого конца. Лишь очень развитая интуиция может подсказать, что что-то здесь явно не так. События быстро развиваются, перескакивают с одной проблемы на другую, но есть постоянное ощущение, что за всем этим кроется что-то еще, что-то большее. И лишь концовка расставляет точки над i и дает все ответы. Очень сильный, гениальный ход.
Если говорить о технической стороне, то бюджет фильма на те годы был неплох. Поэтому картинка сочная и не разочаровывающая по сей день. Операторская работа на высоте. В тандеме с режиссером и художниками, создан уникальный антураж. Все выверено до мелочей. Блеклая палитра красок, постоянно слегка приглушенный свет, нуарные нотки, частые ночные съемки и дожди. Все это усиливает эффект безысходности.
Декорации и костюмы подобраны по театральному принципу - минималистично и строго. Они лишь должны не мешать повествованию и не отвлекать зрителя. Хотя именно в костюмах кроется самая большая подсказка о финале. Музыка, как и весь звуковой ряд, выше всяких похвал - атмосферно и максимально "в тему". Эффект погружения гарантирован. Скучать вы точно не будете, скорее вас будет не оторвать от экрана.
Кстати, забыл упомянуть, что помимо старины Уиллиса вы увидите Тони Коллетт, которая после очень долгого затишья в карьере, буквально недавно снова стала востребованной (в ужастиках в том числе). Видимо, Шьямалан еще в те далекие годы рассмотрел в ней талант. Из последних работ актрисы, заслуживающих внимания, отмечу "Реинкарнацию" и "Бархатную бензопилу". Также, очень неплох фильм "Достать ножи".
Уверен, многие из вас, уже видели "Шестое чувство". Но даже если вы знаете, чем все закончится, поверьте, картина, не смотря ни на что, заслуживает пересмотра и не разочаровывает ни во второй, ни в третий раз, за счет безупречного стиля. Если же вы по какой-то причине пропустили этот шедевр, то вам просто необходимо это наверстать. Великолепное кино, обещаю, что вы не пожалеете.
Другие. Год - 2001. Страна - Испания, США, Франция, Италия, Великобритания. Слоган - «Рано или поздно они найдут тебя...». Режиссер - Алехандро Аменабар. Оценка Кинопоиска - 7.932. Оценка IMDb - 7.6.
Вышедший немногим позже, бесконечно захватывающий и невероятно непредсказуемый мистический триллер, от гениального Алехандро Аменобара, с единственной и неповторимой Николь Кидман в главной роли. Одного этого предложения должно быть достаточно, чтобы бросить все дела и посмотреть эту во всех смыслах безукоризненную картину. И в момент своего выхода, именно такой эффект она и произвела.
Интересный факт - спродюсировал фильм Том Круз и именно он позвал в кресло режиссера маэстро Аменобара. Такая гремучая смесь талантливых людей, приложивших руку к фильму, не могла не "выстрелить". Произведение уверено вошло в список мировых шедевров ужасов и кинематографа в целом. Если сравнивать "Шестое чувство" и "Другие", то первый ближе к нуар-новелле, а второй к классической литературе.
Такому восприятию способствует и атмосфера, и антураж, и стиль, и место действия, и персонажи. Вторая Мировая Война, женщина с двумя детьми ждет возвращения мужа с фронта в своем особняке. Ее дети страдают от редкого заболевания и не переносят солнечный свет. Пустынный огромный дом, постоянный туман, странная болезнь детей, подозрительные слуги - все нарочито гротескно и неестественно.
От событий на экране веет безысходностью и сюрреализмом. Трудно не только понять происходящее, но и вообще ухватиться за что-то. Нет никакой определенности в происходящем. Вы постоянно пытаетесь понять автора, его задумку. В своих размышлениях о событиях на экране вы будете подозревать детей в вампиризме, мать в сумасшествии, слуг в черной магии, а дом в наличии призраков.
В итоге, только в одном из этих пунктов вы будете частично правы. Вообще-то, изначально фильм был чуть длиннее. Начало урезали из-за того, что по нему можно было угадать концовку. Но сейчас с этим точно будут проблемы. Да и зачем это вообще делать, если можно просто сохранить интригу до конца и насладиться фееричным финалом. Тем более, что само повествование также заслуживает внимания.
Великолепная игра актеров, виртуозно реализованное психологическое воздействие на зрителя, зловещая тайна витающая в воздухе, постоянные странности, происходящие с героиней, кадры на грани реальности и сна - все это отлично подогревает ваш интерес и не дает заскучать ни на секунду. Рассказ не отпускает, динамика не провисает, действия сменяются плавно, но стремительно.
Неторопливый темп - лишь иллюзия, ведь в каждой сцене вы узнаете что-то новое, появляются какие-то детали, проявляются подробности. Создатели просят от зрителей предельной концентрации, внимания к деталям и умственных усилий, но в конечном счете побеждают в своей игре и вознаграждают нас незабываемыми эмоциями от просмотра. Во время титров не остается ничего другого, как поаплодировать про себя.
Фильм бесспорно заслуживший звания культового. Напряженный, тонкий и интеллигентный в каждом штрихе. По театральному минималистичный в фоновом окружении и настолько же скрупулезный в важных элементах. Одинаково необходимый в золотом фонде кино и в домашней библиотеке киномана. Как и "Шестое чувство", один из немногих фильмов построенных вокруг одной интриги, но пригодных для пересмотра.
Лимб. Год - 2013. Страна - Канада, Франция. Слоган - «Не выходи из дома. Не зови на помощь. Не пытайся вырваться». Режиссер - Винченцо Натали. Оценка Кинопоиска - 6.044. Оценка IMDb - 5.9.
Не такой гениальный, как предыдущие, но вполне достойный фильм. Я бы сказал "в лучших традициях". Вышедший намного позже предшественников, он попал в неудачное время повального увлечения зрелищными блокбастерами. Это привело к печальным последствиям - кассовому провалу и безызвестности. Но позвольте мне вступиться за это недооцененное кино, ведь оно того заслуживает.
В картине нет звезд первой величины, но вы можете увидеть в кадре довольно убедительную Эбигейл Бреслин и харизматичного Стивена МакХэтти. Сюжетно "Лимб" заимствует несколько удачных моментов у "Шестого чувства" и "Других", но не подражает им слепо. Множество интересных частей гармонично здесь сосуществуют - мистика, маньяк, временная петля, странный дом, окруженный туманом.
Поверьте, уровень интриги здесь ничем не ниже, чем в двух первых фильмах. Отгадать концовку настолько же трудно и путь к ней настолько же тернист. Кто знает, возможно дело в том, что в кресле режиссера на этот раз итальянец, но картина выглядит почти изящно. Она намного ближе к понятию хоррор, чем любой другой фильм сегодняшней подборки, но все еще по-своему красива.
Поиск истины во время просмотра, ложные подозрения, неудачные догадки - все это едва ли не важнее финала. Постоянно нагнетающаяся атмосфера, обрастающая новыми деталями, но до последнего хранящая тайну - великолепна. Ограниченное пространство и намеренные странности в мелочах идут произведению на пользу. Они позволяют сфокусироваться на происходящем и намекают на разгадку.
Все очень продумано и выверено, у всего своя роль и цель. Как говорится, если на сцене есть ружье, то оно должно выстрелить. В плане динамичности, "Лимб" гораздо более активен, чем "старички", но по итогу приходит к такому же печальному концу с налетом трагизма. Мрачные тяжелые тона и общая безысходность как бы намекают на то, что хэппи-энда ждать не стоит, но героиня борется до конца.
Не смотря ни на что, финал шокирует и врезается в память. Послевкусие горькое и яркое. Именно таким оно и должно быть после сильного мистического хоррора. Эмоции остаются весьма разноплановые, но картина однозначно вызывает отклик в душе и запоминается надолго. Равнодушным вы точно не останетесь, да и в процессе просмотра вряд ли заскучаете. Сопереживание также не исключено.
Вердикт - умный, чувственный, глубокий ужастик с крепкой интригой и хорошей игрой актеров. Любопытная завязка, цепляющее повествование и непредсказуемая развязка в комплекте. Однозначно заслуживает хотя бы одного просмотра в хорошей компании. Один из лучших хорроров десятилетия, который нельзя игнорировать - многогранный, разносторонний, отдающий дань уважения, но смотрящий в будущее.
Спасибо за внимание!
Фильмы ужасов с самыми колоритными привидениями.
Если вы ищете ламповый, уютный чат для общения о кино, аниме или компьютерах - милости просим к нам!