В 2018 г. старейший муниципальный перевозчик города "Хабаровское пассажирское автотранспортное предприятие №1" в условиях конкуренции с коммерческими перевозчиками не выдержало и прекратило своё существование, а бывшая база для ремонта и обслуживания автобусов была ликвидирована и распродана частникам под склады и офисы.
Мы же успели застать основные ремонтные цеха ХПАТП-1 в период банкротства, когда они ещё не были проданы и перестроены.
Первый автобус в Хабаровске появился в 1923 г., а к 1940 г. в городе действовало пять автобусных маршрутов.
Тогда же был создан Краевой отдел коммунального хозяйства и автотранспорта. Данная структура многократно переименовывалась и реорганизовывалась.
А в 1970 г. на базе автотранспортного предприятия №1 был сформирован филиал Автоколонны 1270, призванный осуществлять городские пассажирские перевозки. Этот год и считается годом рождения ХПАТП-1.
До ликвидации предприятия на территории ХПАТП-1 в качестве памятника был установлен легендарный ЛиАЗ-677М, знаменитый своим "звуком стучащих бутылок". Автобусы этой модели использовались практически во всех городах Советского Союза, имеющих городское или пригородное автобусное сообщение.
Первый опытный экземпляр этого автобуса был выпущен в 1963 г., а массово он выпускался с 1967 по 1994 гг. Но и после штучная сборка на сторонних автосборочных предприятиях из машинокомплектов продолжалась аж до 2002 г. Всего же было выпущено около 200 000 таких автобусов.
С начала 2000-х гг. эти автобусы повсеместно стали выводиться из эксплуатации, а им на смену стали приходить другие. В Хабаровске это были в основном автобусы "Daewoo" из Южной Кореи.
Если верить интернету, на данный момент 677-е ЛиАЗы широко эксплуатируются лишь в Арзамасе и Амурске, а почти во всех других городах они давно списаны и утилизированы.
Ну а после банкротства ХПАТП-1 этот автобус исчез с постамента. По слухам его перевезли отсюда на территорию предприятия "Хабавторинг".
Ну а теперь давайте прогуляемся по цехам в момент, когда предприятие уже не работало, а частники ещё не выкупили помещения.
На момент посещения на территории ещё стояли ряды списанных автобусов, которые вскоре отправились на утилизацию.
А ведь некогда автобусный парк ХПАТП-1 составлял около 300 автобусов, а само предприятие обслуживало 36 городских и 14 пригородных сезонных маршрутов.
По официальной версии к банкротству же его привела совокупность факторов, таких как низкая стоимость проезда, большая протяжённость маршрутов и большое число льготников.
Внутри тёмного ремонтного цеха, возведённого в 1960-х гг., также стояла пара автобусов.
До расформирования предприятие в условиях столь жёсткой конкуренции держалось на плаву при помощи городских властей.
Например в 2008 г. на закупку 30 новых автобусов из Южной Корее было выделено около 15 000 000 рублей. А в 2009 г. по проекту премьер-министра РФ для предприятия было закуплено 29 новых автобусов НЕФАЗ-5299, 70% стоимости которых было оплачено из бюджета федерального центра, а оставшиеся 30% из бюджета города.
Тогда впервые за долгие годы муниципальный автопарк пополнится абсолютно новыми машинами.
Но как мы видим ситуацию это не спасло и спустя всего 10 лет предприятия не стало.
В мрачных давно стоявших без должного ремонта помещениях цеха на стенах ещё висели старые плакаты.
Санузлы в административно-бытовых корпусах и вовсе сохранили облик 1970-х гг.
Зал раздевалки со шкафчиками трудящихся здесь водителей и автомехаников.
Кое-где кабинеты ещё оставались в почти нетронутом виде.
Но большинство уже были полностью замусорены и разграблены.
Среди хлама ещё валялись различные приборы.
Например, этот для проверки свечей зажигания.
Все живые цветы стащили в одну комнату.
Видимо в то время за ними ещё кто-то ухаживал до последнего.
Была здесь и своя мастерская, от которой оставался лишь один токарно-винторезный станок.
Выпущен он Астраханским станкостроительным заводом сравнительно недавно.
Надеемся, что его в дальнейшем не отправили на слом, а продали в хорошие руки.
В полуподвальном помещении располагалась прачечная, наполненная различным оборудованием.
Наверное самое отремонтированное помещение в цехе.
Инструментальные комнаты и прочие складские помещения были уже разгромлены.
А на этом всё.
Если вам понравился материал, то ставьте палец вверх, подписывайтесь на наш канал и делитесь нашими публикациями с друзьями.
Также при желании вы можете помочь нашему проекту, ведь наши поездки по разным городам и регионам обходятся не дёшево. Мы будем рады любой помощи: 5106 2180 3513 1655
Спасибо за просмотр и до новых встреч.