Найти тему
Mr. J.

Капитан проклявший море

Сегодня считается, что впервые легенда о «Летучем голландце», капитан которого проклял морскую стихию и был обречен вечно скитаться по морским просторам, никогда не приставая к берегу, появилась без малого триста лет назад. Первое печатное упоминание о «Летучем голландце» появилось в 1795 году в книге «Путешествие к Ботаническому заливу» (англ. A Voyage to Botany Bay), приписываемое известному в то время лондонскому вору-карманнику и проходимцу Джорджу Баррингтону. 11 июля 1881 года будущий король Англии Георг V, проходя на военном корабле между Мельбурном и Сиднеем, сделал в своем дневнике запись о том, что он в числе тринадцати членов экипажа видел «Летучего Голландца». Его изредка видят и в наши дни, и за тучу лет, эта легенда настолько разрослась, что вышла далеко за рамки морской байки. В наши дни существует множество легенд о кораблях, носившихся по морским пучинам без экипажа, с одними мертвецами на борту. Все они прокляты и каждое проклятье имеет схожий механизм действия.

Однако....

В основе всех рассказов о «Летучем Голландце» — голландская легенда о капитане корабля - Филиппе Ван дер Деккене (или по некоторым версиям Ван Страатене), который в 1641 году, в сильную бурю поклялся во что бы то ни стало обогнуть мыс Доброй Надежды, лежавший на его пути, хотя бы для этого ему потребовалась целая вечность. Офицеры корабля потребовали у капитана повернуть назад. О том же умоляли его матросы и пассажиры. Однако капитан отказался изменить курс. Вместо этого он велел добавить парусов. Бешеные волны расшатали борта судна, свирепый ветер гнул мачты и рвал паруса, но капитан стоял на своем, бросая вызов самому Господу Богу. Команда и пассажиры подняли бунт, пытаясь захватить управление кораблем, но капитан убил предводителя мятежников и вышвырнул тело за борт. Им был один из пассажиров (по другой версии штурман), молодая невеста которого от горя в итоге выбросилась за борт.

В тот момент, когда тело коснулось воды, облака на небе расступились, и на капитанский мостик спустилась призрачная фигура. «Ты очень упрямый человек, но я могу тебе помочь»,— сказал пришелец. Капитан ответил ему отборной бранью. «Я никого не просил о тихой погоде,— прохрипел он.— Я никого никогда ни о чем не просил, убирайся, пока я не пристрелил и тебя тоже». Но фигура не двинулась с места. Схватив пистолет, капитан попытался выстрелить, но оружие разорвалось в руке. Призрак снова заговорил. Он сказал, что капитан отныне проклят: с этого дня он будет вечно бороздить моря, не имея возможности зайти в порт. Его корабль всегда будет идти впереди бури. «Желчь,— проговорила тень,— будет тебе вином, а раскаленное докрасна железо — мясом! На лбу богохульника вырастут рога, а лицо превратится в морду тигра».

В порыве безрассудства капитан вскричал: «Пусть! Мне все равно!» И вот уже много веков призрачный корабль «Летучий голландец» бороздит океаны, натянув все паруса, а мачты его судна скрипят от яростных порывов ветра. Вслед за «Летучим Голландцем» всегда идет мощнейшая буря, которая топит любой корабль. Говорят, что порой «Летучий Голландец» заманивает другие суда на скалы или подводные рифы. Иногда корабль-призрак обвиняют в том, что портится внезапно весь провиант. Бывало и так, что выглядевший вполне безобидно «Летучий Голландец» подходил к другому кораблю и передавал на борт пачку писем адресованных давно умершим людям. Стоило матросам вскрыть и прочитать хотя бы одно письмо, корабль тут же шел ко дну.

Те, кому довелось видеть самого капитана, утверждают, что он стоит на мостике, вцепившись в штурвал, наконец-то раскаявшись, и умоляя небо о прощении. Некоторые рассказывают, что видели его команду — это скелеты, которые, улыбаясь, поднимают все новые и новые паруса.

Довольно быстро легенда прочно укрепилась во всех европейских портовых тавернах, постепенно обрастая все новыми и новыми подробностями и ужасами. Встретить на своем пути «Летучего Голландца» стало считаться чрезвычайно дурным знаком.

Широкую известность вне морской среды легенда получила благодаря немецкому поэту Генриху Гейне, который в 1830 году использовал ее в своем творчестве. А в 1843 году немецкий композитор Рихард Вагнер на эту же тему написал оперу «Летучий Голландец».

По некоторым версиям, у проклятого капитана есть шанс обрести покой: проклятье снимет женщина, что верит. Раз в десять лет Ван дер Деккен может вернуться на землю. Он сходит возле какого-нибудь городка, где за одни сутки ему необходимо найти верующую, целомудренную девушку, которая даст согласие выйти за него замуж (я думаю, что тут с оговоркой, что 10 лет она будет ждать и дождётся. Потому что проклятья они все с оговоркой). По другой версии, есть некое магическое слово, которое может снять проклятие и упокоить «Летучего голландца» и его экипаж. В общем всё не просто, как всегда.

В наши дни морские проклятья исследует целая группа учёных в институте океанологии США. Они разбирают миражи, огни святого Эльма и всяческие легенды, соотнося их с реальной историей. По их мнению, причина появления кораблей-призраков в море может быть различной. От эпидемий, до параллельных миров из теории относительности Эйнштейна. Якобы именно по этой причине мы можем видеть странные корабли из прошлых веков, а современные суда исчезают без вести в геопатогенных зонах.

Такой случай наблюдал Д. Дьюкс в 1997 г. Встретив в море корабль эпохи XVII в. и увидев на нем не менее изумленных матросов, он предположил, что корабль «заблудился во времени». Познакомиться с экипажем призрака так и не удалось: за мгновение до столкновения он исчез.

Факты объясняют разрушения кораблей временем. Если нет надлежащего ухода, любое судно становится непригодным. Такие суда могут быть на плаву очень короткое время, но использовать их в целях долгих странствий нельзя. В 1933 г. была найдена небольшая шлюпка затонувшего лайнера «Валенсия». На первый взгляд, ничего удивительного, однако это происшествие произошло в 1906 г. Каким образом шлюпка так долго находилась в море, остается загадкой.