Найти тему

Влияние пандемии на искусство и Арт галереи

Прежде всего я бы хотел сказать, что коронавирус затронул все стороны экономики, как малые и средние бизнесы, так и крупные, и транснациональные. Касательно арт галерей и бизнеса высокого искусства, пандемия их тоже не обошла стороной. Здесь будет изучен преимущественно российский сегмент, но также затронута и ситуация в остальном мире.

Начнем с самых банальных последствий. Из-за повсеместного карантина многие общественные места или магазины были закрыты, торговые центры тоже. Все это заметно сказалось на потоке посетителей, а если точнее, полностью прекратило его. Некоторые галереи, обособленные и не расположенные в крупных ТЦ, продолжали работу, но количество клиентов значительно сократилось. Если вспомнить весну, то большинство людей выходило лишь за продуктами и медикаментами. Что уж тут говорить об арт галереях. Соответственно, нет посетителей в физических магазинах – нет продаж. Другой момент, многие арт галереи все же имеют онлайн магазин, или же свою платформу для продажи, что смягчило карантинные последствия.

-2

Другой важный фактор – упал потребительский спрос. Точнее произошел эффект отложенного спроса, потому что люди не знали как долго это продлится и предпочитали сохранять деньги на будущие траты, нежели расходовать их сейчас. С продовольствием иная ситуация, ведь народ боялся увеличения цены вследствие карантина и закупал продукты питания на некоторый срок. Говоря об элитарных товарах, опять же никто не собирался тратить деньги на это, когда вокруг такая паника. Соответственно, спрос упал.

Еще один момент заключается в том, что, хоть люди и получали какие-то государственные выплаты, как меры поддержки и прочее, они так же не собираются расходовать средства на покупку картин или других элементов искусства. Часть вложений шла в финансовый сектор, и не в депозиты (ключевая ставка то низкая, а значит и в депозите деньги кое как покроют инфляцию), а в инвестиции, в акции, в фонды, которые предоставляли более привлекательные доходности.

Вспомним пирамиду Маслоу и тут же поймем, как это устроено. Сперва физические потребности, выражаемые в еде, а где-то наверху расположены престижные и духовные потребности, к которым относится искусство. Вот и вся суть. В целом, на предметы искусства спрос отложен.

Иная сторона позволяет предположить, что после того, как «паника» утихнет, как коронавирус пройдет, отложенный спрос сыграет свою роль, и деньги, щедро раздаваемые некоторыми государствами, как США или Канада, пойдут уже на удовлетворение более высоких уровней потребности. Возможно, осознав, что худшее позади, экономика придет в норму и спрос на предметы искусства восстановится, если не возрастет.

Сейчас, на мой взгляд, ситуация достаточно благоприятная для начала подобного бизнеса. К моменту реализации основной удар коронавируса должен закончиться. Более того, разоренные и обанкротившиеся предприятия освободят площадь для новых бизнесов. Вполне вероятны государственные дотации для новых бизнесов, облегчающие реализации новых подобных проектов.

Такой сегмент, как высокое искусство, несомненно, ориентирован на высокий класс населений с высоким уровнем заработка. В России этот класс существует и приносит прибыль арт галереям. И после пандемии они по-прежнему будут покупать данный товар. Когда восстановится полноценный спрос – это лишь вопрос времени.