Каждому из нас хоть раз сталкивался с неугомонными звонками назойливых телефонных продавцов. То приглашают на распродажу посуды, то на бесплатный тест-драйв уникальных матрасов, то на бесплатную консультацию врача.
Цель всех этих звонков — что-нибудь вам продать.
Проще всего просто кинуть номер звонивших в чёрный список. Но что делать, если вы хотите наказать наглых продавцов за бесконечные звонки?
Есть два варианта — просто прекратить звонки от конкретной организации или чтобы их хорошенько «пропесочили» соответствующие органы. Рассказываю.
1. Чтобы просто не звонили
Есть ФЗ «О рекламе», который в статье 18 однозначно говорит: распространение рекламы по телефону допускается только в случае, если абонент заранее дал на это согласие. Также есть законодательство о персональных данных, где сказано, что обработка персональных данных гражданина допускается только с его согласия, кроме некоторых исключений (к которым реклама по телефону не относится).
Если вы такого согласия не давали, то никакую рекламу вам по телефону давать не имеют права. Но многие коммерческие фирмы относятся к этому наплевательски.
Прежде всего, во время следующего звонка уточните у оператора, есть ли у них согласие на обработку ваших ПД и согласие на получение рекламы. Иногда уже этого достаточно.
Если такие вопросы игнорируют и продолжают названивать, то нужно написать в фирму-распространителя рекламы уведомление о том, что вы не давали согласия на получение рекламы. Юридический адрес фирмы вам обязаны предоставить по телефону во время самой рекламы — об этом говорит статья 5 того же закона.
Если адреса не дают, то можно поискать в Интернете по номеру звонивших или названию компании — наверняка вы не первый пострадали от их незаконной рекламы.
В письме сообщите, когда и с какого номера поступил звонок, о том, что это нарушение законодательства о рекламе и о ПД, что вы не давали согласия и потребуйте прекратить звонки.
Но если вам звонить не перестали, вы не смогли отправить письмо или хотите для них более сурового возмездия, то переходите к следующему пункту.
2. Чтобы «пропесочили»
Нам нужно получить распечатку вызовов у мобильного оператора связи.
Далее идём на сайты Прокуратуры, ФАС, Роспотребнадзора и Роскомнадзора (да, писать свободно можно во все эти инстанции), где отправляем электронное обращение примерно такого содержания: «в такие-то даты и такое-то время совершались звонки с рекламой с таких-то номеров, я согласия на это не давал(-а), прошу принять меры». К сообщению прикладываем распечатку звонков.
Если сохранилась аудиозапись звонков, то её тоже нужно приложить — очень пригодится.
В письме в ФАС также рекомендую указать, что вы даёте своё согласие на доступ ведомства к данным о ваших звонках и СМС. Бояться нечего — ФАС получит доступ только к самим фактам звонков и получению СМС, без их содержания.
Далее они уже сами выяснят, кто звонил, и накажут виновных.
Даже за один звонок с незаконной рекламой фирма может быть оштрафована по статье 14.3 КоАП РФ «Нарушение законодательства о рекламе». Штраф составит от 100 до 500 тысяч рублей.
И это на самом деле работает — в год ФАС обрабатывает десятки тысяч таких обращений. Там вашему обращению будут только рады, как возможности лишний раз кого-нибудь проверить и оштрафовать.
**********