Изначально нам рассказывается история про Макса. Макс алкоголик, бывший мент от которого ушла жена. Джентльменский набор для главного героя подобных сериалов. Макс не следует правилам а решает проблемы по-своему, как правило силой. Это нам демонстрируется в первой же сцене, когда он становится очевидцем ограбления, и будет продемонстрировано еще не раз на протяжении всего сериала.
В первых четырех сериях Максимов расследует убийство своего бывшего начальника, а по совместительству еще и бывшего тестя. Дело осложнено тем что убийство пытаются повесить на самого Макса. Но преодолев трудности, убив пару десятков человек, Максим распутывает дело и выявляет предателя. Предателя, которого после эпичной финальной битвы с Максимовым добивает Алексей Леонидов. Леонидов бывший друг Максимова, который увел у него жену Лену, которая работает экспертом в том же отделении полиции. В дальнейшем таких длинных сюжетных арок не будет, сюжет каждой следующей серии является законченной историей. По ходу просмотра которых раскрывается все великолепие данного сериала.
Главная заслуга сценаристов и режиссеров заключается в созданном ими мире. Если изначально его можно было бы охарактеризовать как грязный нуар: продажная и некомпетентная полиция, организованная преступность, насилие на улицах и вот это вот все что так свойственно сериалам про ментов, то дальше происходит диалектическое снятие и отрицание отрицания. Сериал буквально разоблачает сам себя, чем задает высокую планку для киноделов, являясь вершиной жанра и фактически его завершая.
Действительно. Снять что-то лучше в жанре сериала про ментов уже вряд ли получится. Дело здесь, как мне кажется, в том что создатели использовали нетипичный для нашего кинематографа прием, а именно использование знакомых образов и символов, порой на антитезе к оригиналу. Особенно ярко это выглядит на примере капитана Гнездилова.
Гнездилов конечно же не какой не Гнездилов, а самый настоящий капитан Казанова из "Улиц разбитых фонарей", но в его противофазе, методично низводимый авторами до уровня клоунского масскота, в чем он начинает в какой-то момент конкурировать с Псом. От изначального образа пусть и не очень умного, но прожженного мента уже к концу первого сезона не остается и следа. И чем дальше мы продвигаемся по сезонам тем более изощренные способы издевательств придумывают создатели сериала над образом полюбившимся телезрителям когда-то Казановой.
Далее идет не совсем очевидное. Образ самого Максимова тоже является проекцией образа другого персонажа. ДимЮрич Пучков, он же гоблин. И если изначально кажется что сравнение слишком притянуто, то стоит вслушаться в интонации обоих. Отыгрыш, мое почтение.
Не совсем ясно откуда взяты прообразы для персонажей Лены и Леонидова. Есть мнение что из сериала "Следствие ведут знатоки". Версия интересная, однако, возможно со стороны сценаристов была сделана более тонкая и менее очевидная находка. И абсолютной тайной остается Вахтанг Леонов, темная лошадка, а возможно и серый кардинал делающий 80% всей работы. Возможно в будущем ему суждено сыграть важную роль.
В завершении хотелось бы затронуть тему мистики. Авторами не раз обращались к потустороннему, например когда во сне Пёс говорил героям как нужно поступать, или в серии где на Гнездилова было наложено проклятье. Но каждый раз магия разоблачалась с точки зрения науки. Видится, что подобный подход уже приелся и устарел, да и в Кали-югу разницы между наукой и магией нет. Поэтому не стоит избегать волшебного и лишать этот замечательный сериал всех граней которые только возможны. Все.