Первым месяцем года январь стал по воле Юлия Цезаря. До этого римский год начинался с марта, что отразилось и в названиях некоторых месяцев — сентябрь (седьмой), октябрь (восьмой), ноябрь (девятый), декабрь (десятый). Неслучайно получил свое имя и январь. Его покровителем стал самый древний и таинственный бог римского пантеона — двуликий Янус.
Он принадлежал к небольшому числу исконных римских богов и не имел греческого аналога. Однако Янус был не просто местным богом и мифическим земным царем, ставшим покровителем римлян после своей смерти.
Задолго до Юпитера Янус был «добрым создателем» и «богом богов». Его жрецом был так называемый царь священнодействий, который занимал второе место в иерархии служителей после Великого понтифика, главы всех римских жрецов.
Януса почитали как демиурга, который отворял небесные врата и выпускал солнце и луну, владыку времени, бога всех дверей, входов и выходов, покровителя всякого начинания, защитника путешественников и моряков. Поэтому даже когда на вершине римского пантеона утвердилась триада Юпитера (Зевса), Юноны (Геры) и Минервы (Афины), Янус сохранил в римской культуре свое особое значение.
Он уступил власть над небосводом Юпитеру, однако остался загадочным божеством, которому было известно прошлое и будущее. Вот почему его изображали с двумя лицами — юноши и старика. На руках обычно выбивали числа 300 и 65, по количеству дней в невисокосном году.
Янус стал повелителем границ и дверей — и во времени, и в пространстве. Его главными атрибутами были посох и ключи, однако Янус никогда не был просто сторожем богов.
Он получил в свое распоряжение не только январь, но и первый день каждого месяца года. По этой причине в храме Януса было двенадцать алтарей. Ему был посвящен и день зимнего солнцестояния, начало астрономической зимы, которое пышно отмечалось многими народами. Позже многие ритуалы этого дня перенесли на Рождество.
Первого января жрецы приносили в жертву Янусу белого быка и просили у него благополучия и мира для Рима, а простые люди оставляли в храме плоды, вино, сладости и медовые пироги, чтобы год был изобильным и счастливым. Кстати, первого января официально были запрещены любые конфликты. По мнению римлян, даже одна ссора могла разгневать Януса, который в наказание мог испортить целый год.
Имя Януса упоминали прежде всего, начиная любое дело, и только потом обращались к соответствующему божественному патрону. Первая утренняя молитва также была посвящена двуликому богу.
Чтобы легионы гарантированно вернулись с победой, солдаты проходили под арками храма Януса, а двойные дубовые двери священной обители во время военных действий всегда были открыты. После возвращения легионов с поля брани двери храма торжественно закрывались на ключ. Император Октавиан Август гордился тем фактом, что за сорок лет своего правления трижды закрывал двери храма Януса. Действительно много, учитывая постоянно растущие аппетиты империи.
Считалось также, что врата храма никогда не открывались при легендарном царе Нуме Помпилии, при котором Рим не знал войн. Впрочем, этому государю вообще приписывали множество культурных достижений, вроде учреждения религиозных культов и ремесленных цехов, межевания земли, введения календаря и запрета человеческих жертвоприношений.
Разумеется, Янус был патроном разного рода прорицателей, колдунов и тех, кому не давали покоя путешествия во времени. Однако римляне любили его не только за это, но и за конкретный подвиг.
Они верили, что именно Янус защитил Рим во время нашествия сабинян, которые пришли в Вечный город устроить маленький победоносный реванш за похищенных ранее девушек. Бог «разомкнул» устья всех источников. Вода преградила путь захватчикам, и римские воины успели проснуться и собраться с мыслями. Впрочем, в разгар битвы те самые сабинянки бросились разнимать новоиспеченных мужей и отцов, и в конце концов все помирились.
Кстати, Янус приютил бога Сатурна, изгнанного своим сыном Ураном (Кроном), и выделил ему небольшое владение у подножия Капитолийского холма. Эмигрант устроил своим подданным настоящий золотой век — изобилие, равенство, цветущее здоровье и безвременье. Потому что Янус к ним не заглядывал. С тех пор золотой век римляне иногда называли эрой Сатурна.
Женой Януса была Ютурна, нимфа целебного ручья у храма Весты, а сыном — Фонс или Фонт (сходство с фонтаном неслучайно), бог водных источников. День Ютурны отмечался 11 января, а Фонса — 13 октября. В честь последнего римляне украшали колодцы и источники цветочными гирляндами.
Могущество загадочного Януса отражает тот трепет, который испытывали люди перед временем в любую эпоху. Его власть над нами по-прежнему безгранична, и в январе, вешая новый календарь на стену, мы особенно остро чувствуем ее. А значит, невольно вспоминаем двуликого покровителя этой стихии.