Провенанс (англ. provenance — происхождение, источник, также месторождение (говорится о хлебе в хлебной торговле) --
-- история владения художественным произведением, предметом антиквариата, его происхождение.
На художественных и антикварных рынках провенансом подтверждается подлинность предметов. Провенанс обычно приводится и в аукционных каталогах. Провенанс является одним из базисных понятий арт-банкинга (финансово-консультационное сопровождение инвестиций в искусство).
Если произведение ранее находилось в знаменитой частной коллекции, это, разумеется, в разы повысит его цену, поскольку оно становится отмеченным особым «знаком качества»: за его благополучный провенанс можно не опасаться. Так, например, Рубенс или Ван Дейк из коллекции Галуста Гюльбенкяна (скупавшего картины во время скандальной продажи коллекций Эрмитажа в 1929-1934 годах) будут стоить дороже, чем полотна тех же авторов из собрания не известного коллекционера. Однако громкое имя бывшего владельца произведения иногда может дать и отрицательный результат. В случае, если в провенансе картины среди прежних владельцев значится имя Германа Геринга, то её будет крайне сложно или же вовсе не возможно продать. Большинство картин из коллекции рейхсмаршала было похищено из музейных и частных собраний оккупированных территорий во время Второй мировой войны. Трофейное искусство, как правило, всегда обладает отрицательным («чёрным») провенансом и плохо продаётся.
Как обстоит ситуация с провенансом в России?
“История, или провенанс, картины — кто написал, кому продали, где выставлялась, где публиковалась, на каких выставках видели, у каких хозяев была, — к сожалению, у нас в России часто искажена. Это происходило в течение ХХ века — тут и революция, и репрессии, и реквизиции, и война. Русский антикварный рынок и так был не очень большой, он еще больше сжался после революции, когда огромную часть вещей изъяли в фонды музеев, а другая часть ушла за границу, хотя, конечно, запасливое население что-то смогло сберечь. Антикварный рынок обмелел и в советское время был очень небольшим — официально продавать антиквариат могло только несколько антикварных магазинов. Продажи между частными лицами были под запретом, подпадали под статью «спекуляция». Собирать произведения искусства было законно, покупать в магазине было законно. Но если вы перепродавали произведения искусства, то это была спекуляция. Поэтому практиковались обмены: мы не покупаем, а меняемся, примерно устанавливая эквивалент. Или если это были продажи, то достаточно часто (если была нужна официальная версия происхождения картины) в провенанс «вписывали» покойных коллекционеров: «Я купил у Иван Иваныча, который умер в прошлом году».” -- Валерий Александрович Дудаков (цитата с сайта https://evg-crystal.ru/kartiny/provenans-kartiny.html)
Другие источники:
Коростылёва И. Красота спасёт деньги // Финанс. — 2006. — 27 марта.
http://int-ant.ru/news/news-culture/foreign-museums-and-auctions-k/provenance-of-old-master-paintings-intrigue-secrets-finding/