В рубрике "частное мнение" предлагаю авторский материал Николая Кармаевского о том, как по мнению нашего читателя и активиста может быть решен транспортный вопрос Левобережного микрорайона города Тулы. Итак, поехали.
Типичные действия городских властей в большинстве российских регионов: построить огромный микрорайон на отшибе города и не сделать там нормального транспортного сообщения с городом. (в европейских странах подход совершенно иной, там сначала планируют транспортную доступность, ведут линию трамвая, а потом уже начинают массовую застройку - примечание редакции.)
Наверное, в Туле нет еще ни одного микрорайона, который построили на окраине города и который сразу получил бы нормальную связь с городом (даже Петровский квартал таким назвать сложно). Левобережный стал одним из первых (если не первым) таких районов – первый раз я туда попал еще в 2017 (а может быть, даже в 2016, не помню уже) году. Тогда там были только трехэтажные небольшие домики да несколько «человейников». Время идет, район разрастается все больше и больше, но проблема с транспортом никуда не делась и подвижек к этому нет (разве что власти анонсировали запуск автобуса с Левобережного до Московского вокзала, но ни трассы его, ни типа подвижного состава мы не знаем).
Что же не так с транспортной доступностью?
Из нормального транспорта в настоящее время в Левобережный ходит лишь автобус №5 с "конскими" интервалами (см. статью "Улица Хворостухина в Туле снова осталась без общественного транспорта. Что было не так с автобусом №5? Мнение читателя"). Дождаться его проблематично даже в пиковое время. В придачу к этому, 5 только косвенно заезжает в центр Тулы, а колоссальная часть его маршрута проходит по пролетарской глухомани. Неудивительно, что маршрут откровенно возит воздух почти на всем его протяжении.
А есть еще и маршрутное такси - №51. Лучшее, что могли придумать – связать большой микрорайон с центром Тулы вот этим вот редкоходом на 20 человек (но с жадностью наших частников и желанием людей побыстрее доехать до дома это количество возрастает почти вдвое). По проспекту Ленина в этом тащиться, когда оно к тому же еще и набито так, что в окне двери можно разглядеть чью-то задницу – божественно, особенно с работы, когда ты мало того, что устал, как я не знаю, так еще и в этом не пойми чем чуть ли не задыхаешься. Когда-то, еще до введения 5 маршрута, туда ходил автобус №1, имевший полностью общую трассу с 51 маршруткой. Почему, кстати, убрали именно автобус, а не маршрутку – загадка человечества.
Следующий пункт: расположение остановки. С горочкой, на самом краю микрорайона, заставленная маршрутками так, что автобус никак там развернуться не может и тащится через весь микрорайон разворачиваться. В придачу к этому еще и замучоренная до ужаса. А еще с биотуалетом, из которого смердит так, как будто там маршруточник умер при попытке облегчиться. И это я не преувеличиваю – сам перед отъездом из Тулы там побывал и имел несчастье укрываться там от ливня. Непередаваемые ощущения…
Что же можно поменять?
Первым делом – продлить трассы обоих маршрутов вглубь района с организацией нормальной конечной в микрорайоне и еще одной остановки по Восточной улице. Так, жители Левобережного получат транспорт поближе к своим домам. Не нужно будет всему микрорайону на одно место тянуться и забиваться как килька в бочку. Также есть вариант организации кольцевого проезда по Левобережному: Рязанская ул. – ЖК «Времена Года» - ЖК «Суворовский» - Восточная ул. – ул. Защитников Тулы. Разумеется, когда два этих комплекса будут сданы.
Далее: есть смысл поменять 5 и 51 местами. Получаем:
маршрут 5: мкрн. Левобережный – Рязанская ул. – Городской пер. – ул. Станиславского - ул. Циолковского – пр-т Ленина – Советская ул. – Пролетарская ул. – Ложевая ул. – ул. Калинина – ул. Шухова – ДК Комбайностроителей – ул. Хворостухина – Майская ул. – Областная больница – Областной роддом;
маршрут 51: мкрн. Левобережный – Рязанская ул. – Оборонная ул. – Советская ул. – ТРЦ «Макси» - Демидовский путепровод – Октябрьская ул. – Гарнизонный проезд.
Что поменяется:
- 5-й маршрут перестанет возить воздух. Получаем маршрут в помощь 18-му автобусу: 18 в нынешнем его виде с колоссальным потоком пассажиров не справляется, а маршруткам в Туле не место. Также 5 получает свою уникальную трассу (сейчас 5 на 50% дублирует 13 трамвай и этот дубляж не в его пользу) – по улицам Калинина и Шухова нет нормального транспорта. Да и жители новых районов на Хворостухина и Строителей, думается мне, не будут против такого маршрута. Даже в Глушанках 5 получит некоторое увеличение пассажиропотока: именно по обращениям жителей Глушанок 5 убрали с Хворостухина. Написать этому маршруту быстрое расписание, обеспечить выделенку с «трамвайным» светофором – и маршрут будет популярным.
- 51-й маршрут переводится на автобусы и становится связью между сразу тремя точками перераспределения пригородных маршрутов с автостанции «Заречье»: он свяжет собой автостанции «Северная» и «Восточная» и ТРЦ «Макси», откуда будут отправляться автобусы на Шатск. Также за счет 51 жители Левобережного получат быстрый выезд в центр Тулы. Жителям Заречья тоже будет небольшой плюс: маршрут свяжет их с самым крупным торговым центром Тулы.
А еще…помните троллейбус №10? Тот, что следовал на автономном ходу до Областной больницы и был отменен 6 апреля 2020? Так вот, его предлагается перенаправить на Левобережный через Восточный обвод. Получаем связь Пролетарского и Левобережного коротким путем, также постоянную (а не автобусами от Глобуса с полуторачасовым интервалом) связь Пролетарского района с гипермаркетом «Глобус». В перспективе предлагается протянуть контактный провод по Восточному обводу. (впервые проблема поднята в материале "Неиспользуемая линия троллейбуса. Краткая история вопроса и предложение. Тула" - примечание редакции)
Итог: тремя маршрутами можно связать Левобережный почти со всей Тулой. А почему «почти» - можно будет узнать в скором времени.
Николай Кармаевский, фото, если не указано иного, авторские.
Как всегда предлагаю обсудить данный вариант транспортного обслуживания микрорайона Левобережный.
Канал "ПАНТОГРАФ".
Другие материалы канала по теме транспорта Тулы:
Туляки негодуют из-за закрытия троллейбусного маршрута номер 11
Как пополнялся трамвайный парк Тулы после распада СССР
Немного фотографий французских автобусов РЕНО в Туле