Современную международную обстановку трудно назвать стабильной. Одной из причин этого является расцвет терроризма, приобретающий сегодня поистине всемирный размах.
На рубеже столетий мощная волна терроризма прокатилась практически по всем странам и континентам, бросая вызов национальной безопасности целого ряда государств, в том числе самых крупных и мощных в политико-экономическом и военно-техническом отношении.
В рамках борьбы с международным терроризмом в странах центрально-азиатского региона продвигается несколько инициатив. Основу борьбы составляет региональная антитеррористическая структура шанхайской организации содружества (РАТС ШОС).
Региональная антитеррористическая структура (РАТС) является постоянно действующим органом Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) и предназначена для содействия, координации и взаимодействия компетентных органов государств-членов ШОС в борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом, как эти деяния определены в Конвенции.
В своей деятельности РАТС руководствуется документами и решениями, касающимися борьбы с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом, принятыми в рамках ШОС.
РАТС взаимодействует с компетентными органами Сторон, включая обмен информацией, и готовит соответствующие материалы по запросам других органов ШОС.
Основными задачами и функциями РАТС являются:
· разработка предложений и рекомендаций о развитии сотрудничества в борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом для соответствующих структур ШОС, а также по просьбе Сторон;
· содействие компетентным органам Сторон по просьбе одной из Сторон в борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом, в том числе в соответствии с положениями Конвенции;
· сбор и анализ информации, поступающей в РАТС от Сторон, по вопросам борьбы с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом;
· формирование банка данных РАТС;
· предоставление информации по запросам компетентных органов Сторон;
· содействие в подготовке и проведении антитеррористических командно-штабных и оперативно-тактических учений по просьбе заинтересованных Сторон;
· содействие в подготовке и проведении оперативно-розыскных и иных мероприятий по борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом по просьбе Сторон;
· содействие в осуществлении международного розыска лиц, которые предположительно совершили деяния, указанные в пункте 1 статьи 1 Конвенции, с целью их привлечения к уголовной ответственности;
· участие в подготовке международно-правовых документов, затрагивающих вопросы борьбы с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом;
· содействие в подготовке специалистов и инструкторов для антитеррористических подразделений;
· участие в подготовке и проведении научно-практических конференций, семинаров, содействие в обмене опытом по вопросам борьбы с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом;
· установление и поддержание рабочих контактов с международными организациями, занимающимися вопросами борьбы с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом.
Помимо этого Евросоюз продвигает в центральной Азии проект «LEICA» (Law enforcement in Central Asia – правоохранительные органы в Центральной Азии), предусматривающий наращивание потенциала правоохранительных органов в Центральной Азии в сфере предотвращения и противодействия террористической деятельности, оказание технической помощи, а также проведение тематических тренингов.
Проект «LEICA», относительно молодая инициатива в сфере антитеррористической и анти-экстремистской тематике. Сейчас Евросоюз активно проводит лекции антитеррористической и анти-экстремистской тематике среди силовых ведомств стран ЦА, организовывает ознакомительные поезди в рамках повышения квалификации должностных лиц, занимающихся вопросами противодействия терроризму и экстремизму.
Задумка конечно неплохая, но замечем дублировать функции итак существующих и работающих уже несколько лет институтов по исследованиям в сфере безопасности в ЦА?