Найти в Дзене
Абай Темиров

Проекты, реализуемые в рамках борьбы с международным терроризмом в странах центрально-азиатского региона

Современную международную обстановку трудно назвать стабильной. Одной из причин этого является расцвет терроризма, приобретающий сегодня поистине всемирный размах.

На рубеже столетий мощная волна терроризма прокатилась практически по всем странам и континентам, бросая вызов национальной безопасности целого ряда государств, в том числе самых крупных и мощных в политико-экономическом и военно-техническом отношении.

В рамках борьбы с международным терроризмом в странах центрально-азиатского региона продвигается несколько инициатив. Основу борьбы составляет региональная антитеррористическая структура шанхайской организации содружества (РАТС ШОС).

Региональная антитеррористическая структура (РАТС) является постоянно действующим органом Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) и предназначена для содействия, координации и взаимодействия компетентных органов государств-членов ШОС в борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом, как эти деяния определены в Конвенции.

В своей деятельности РАТС руководствуется документами и решениями, касающимися борьбы с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом, принятыми в рамках ШОС.

РАТС взаимодействует с компетентными органами Сторон, включая обмен информацией, и готовит соответствующие материалы по запросам других органов ШОС.

Основными задачами и функциями РАТС являются:

· разработка предложений и рекомендаций о развитии сотрудничества в борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом для соответствующих структур ШОС, а также по просьбе Сторон;

· содействие компетентным органам Сторон по просьбе одной из Сторон в борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом, в том числе в соответствии с положениями Конвенции;

· сбор и анализ информации, поступающей в РАТС от Сторон, по вопросам борьбы с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом;

· формирование банка данных РАТС;

· предоставление информации по запросам компетентных органов Сторон;

· содействие в подготовке и проведении антитеррористических командно-штабных и оперативно-тактических учений по просьбе заинтересованных Сторон;

· содействие в подготовке и проведении оперативно-розыскных и иных мероприятий по борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом по просьбе Сторон;

· содействие в осуществлении международного розыска лиц, которые предположительно совершили деяния, указанные в пункте 1 статьи 1 Конвенции, с целью их привлечения к уголовной ответственности;

· участие в подготовке международно-правовых документов, затрагивающих вопросы борьбы с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом;

· содействие в подготовке специалистов и инструкторов для антитеррористических подразделений;

· участие в подготовке и проведении научно-практических конференций, семинаров, содействие в обмене опытом по вопросам борьбы с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом;

· установление и поддержание рабочих контактов с международными организациями, занимающимися вопросами борьбы с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом.

Помимо этого Евросоюз продвигает в центральной Азии проект «LEICA» (Law enforcement in Central Asia – правоохранительные органы в Центральной Азии), предусматривающий наращивание потенциала правоохранительных органов в Центральной Азии в сфере предотвращения и противодействия террористической деятельности, оказание технической помощи, а также проведение тематических тренингов.

Проект «LEICA», относительно молодая инициатива в сфере антитеррористической и анти-экстремистской тематике. Сейчас Евросоюз активно проводит лекции антитеррористической и анти-экстремистской тематике среди силовых ведомств стран ЦА, организовывает ознакомительные поезди в рамках повышения квалификации должностных лиц, занимающихся вопросами противодействия терроризму и экстремизму.

Задумка конечно неплохая, но замечем дублировать функции итак существующих и работающих уже несколько лет институтов по исследованиям в сфере безопасности в ЦА?