Тихий Дон Шолохова монументальное произведение, не роман, но эпос. Уступая живописностью в описаниях “Поднятой целине”, "Тихий Дон"поднимает пропаганду в литературе на новый уровень.
⠀
“Где пропаганда?” - спросят некоторые, “Главный герой вообще белый, не переходит к красным” - заявят другие.
⠀
Во-первых переходит, его просто не принимают, а после и вовсе преследуют. Также вначале и середине романа, главный герой настроен за советскую власть, критично настрое насчет белого движения, пока пребывает в рядах белых. Говорят что метания героя между двумя женщинами — это метания между двумя политическими лагерями.
“Так где пропаганда?” — А вот где, вспомним, как умирают белые, например брат Гриши — Петро, который с самого начала настроенный против красных и лоялен белым. Петро умирает, прося о пощаде. “Ну и что, он не хочет умирать, вот и просит о пощаде.” Справедливо, многие бы просили, но… Главные персонажи из красного лагеря не просят, они храбро умирают за свои идеалы, у них нет сомнений в правоте своей власти и своей идеологии, для них всё ясно: “наше дело правое, победа будет за нами”. Но, мы — люди, которые знают, к чему привела революция, можем сомневаться, правое ли было дело или нет.
⠀
Конечно, у каждого свое мнение, насчет этих событий, но мы не должны быть однополярными. Да, красные были правы, народ угнетали, да он нищенствовал, да это нужно было исправить. Но дали ли эти факты им право, забирать у людей землю, лишать жизни несогласных, угнетать веру? Было ли у них право, фактически привести к геноциду, по крайней мере, культурному, казачество? Ведь после гражданской войны, казачество перестало существовать даже культурно, так называемое "расказачивание"...
Вернемся к главной темы этого очерка — пропаганде, вот как ведет себя Бунчук (красный) перед казнью: “Бунчуку хотелось еще и еще раз глянуть на серую дымку неба, на грустную землю, по которой мыкался он двадцать девять лет.” Мы можем видеть, что он спокоен, не просит пощады, он отказывается даже называть свое имя когда его берут в плен: “Бунчук и еще трое красноармейцев данные свои назвать отказались.”
⠀
Цитаты взяты из второй книги романа, часть пятая.
⠀
Теперь я приведу для сравнения как умирает персонаж “Белого” лагеря, уже упомянутый Петро Мелехов, брат главного героя.
⠀
“Иван Алексеевич спешился, подошел сбоку и, глядя на Петра, стискивал зубы, боясь разрыдаться.
– Белье не сымай, – прошептал Мишка и, вздрогнув, вдруг пронзительно крикнул: – Живей, ты!..
Петро засуетился, скомкал снятые с ног шерстяные чулки, сунул их в голенища, выпрямившись, ступил с полушубка на снег босыми, на снегу шафранно-желтыми ногами.
– Кум! – чуть шевеля губами, позвал он Ивана Алексеевича. Тот молча смотрел, как под босыми ступнями Петра подтаивает снег. – Кум Иван, ты моего дитя крестил... Кум, не казните меня! – попросил Петро и, увидев, что Мишка уже поднял на уровень его груди наган, расширил глаза, будто готовясь увидеть нечто ослепительное, как перед прыжком, вобрал голову в плечи.”
⠀
Отрывок приведен из третьей книги, часть шестая
⠀
В романе есть ещё примеры героических смертей красных, в этом произведение они никогда не сомневаются в своем выборе, красные не имеют задних мыслей о своем политическом пути. Может и были такие люди, идейные, но мне хотелось бы увидеть не только их, я хотел бы объективный роман. Но такой бы не напечатали.