Найти тему
ОЧЕ ВИДНО

Как мы видим. Способность читать картины.

Зрение – такой же привычный нам процесс, как дыхание, слух, обоняние. Часто ли мы задумываемся как мы видим? И вопрос не в строении глаза человека, оставим это анатомии.

Допустим, что гуляя на природе, мы увидели изумительной красоты пейзаж, да еще удачно освещенный закатным солнцем. Естественно, нам захочется его сохранить для себя, благо такая возможность есть в любом мобильном телефоне. Фотография сделана, а придя домой, мы сохранили ее на флешке. Можно подключить флешку к телевизору и во весь экран мы видим… А что же мы видим? Мы видим большое количество пятен разной формы, разного цвета и яркости, расположенных на плоскости.

«Позвольте!», - скажете вы –«Так вот же лес, перед ним озеро, над ними небо с облаками, а совсем рядом травянистый бережок…» Конечно, все дело в распознавании образов. С раннего детства человек, глядя на окружающий мир, запоминает образы предметов и объектов. Так уж устроен наш мозг, что зрительная память сохраняет увиденное, другие части мозга анализируют это, связывают с определенными признаками и свойствами.

Благодаря тому, что зрение у нас бинокулярное, мы можем оценивать расстояние от нас до объектов и между ними, их формы и объемы. Конечно, память сохраняет не сами объекты, а только виденные нами проекции этих объектов на сетчатку глаза, но увидев фотографию, то есть еще одну проекцию части окружающего мира на плоскость, наше сознание определяет как сами объекты, так и их взаимное расположение, их освещение и т.д.

Кроме того, человек, видя какие-то особенные признаки, может получить от изображения дополнительную информацию. Например, если на фотографии изображен зимний лес, сугробы снега, дорожку со следами саней, все это ярко освещено солнцем, а в воздухе искрится снежная пыль, то к зрительным впечатлениям добавится еще и жизненный опыт, мы почувствуем, что на фото морозный день в лесу.

Мы рассмотрели только фотографию, то есть, можно сказать отображение части окружающего мира техническими средствами. Как бы не был хорош и сложен современный фотоаппарат, он не испытает никаких эмоций при виде самого живописного пейзажа, у него не заработает фантазия. Все, что он сможет, как можно точнее сохранить все детали, формы и светотени. Но даже механически сохраненное изображение (если только это не фото на документы или репортаж о каком-то событии, где требуется точность соответствия), вызывает у человека желание где-то сделать цвета более яркими, где-то подчеркнуть блеск глаз или блики солнца на воде… Да, влечение к прекрасному, потребность сохранить испытанные эмоции и желание поделиться увиденным.

Вернемся к живописи. Картина, написанная художником, не является точным отображением каких-либо объектов и композиций из них, ведь художник, прежде всего, человек со своим жизненным опытом, очень насыщенной зрительной памятью (иначе он не был бы художником), с образным, объемным и цветным воображением. С помощью своих инструментов он переносит на плоскость то, что он видит, создавая, с одной стороны, зрительную иллюзию реальности изображаемых объектов, с другой – еще и свои эмоции, свое отношение к этим объектам, сюжетам, фантазиям.

Следующая статья о том, как выглядит общая технология создания картины.

Понравилась статья? Ставьте лайк! И подписывайтесь на мой канал !