«Их обыкновенно гнали, более благочестивые родители откупали своих детей от печати Антихриста, – так крестьяне Казанской губернии называли привитую оспу, только кое-где удавалось им произвести прививку». Именно такое отношение было к земским медикам в деревне.
Эпидемия оспы вспыхивала в 19 веке часто. Вакцинирование производилось в специальных пунктах. Но не каждый приезжал на прививку – или лошади не было у крестьянина, или в поле работы много. К тому же люди с недоверием относились к врачам.
Отказывались от вакцинации целые селения. Крестьяне настолько «свыклись с этой болезнью, как будто с необходимым злом, что относятся к ней совершенно равнодушно, не требуя ни помощи, ни советов, стараясь по возможности скрыть». Часто оспопрививатели поддавались на уговоры родителей и не делали прививку детям, хотя вносили ребятишек в списки привитых.
Докторам постоянно приходилось экспериментировать со способами оспопрививания. Использовался материал, который привозили в сельские больницы из Казани и даже Москвы и Санкт-Петербурга. И уже на месте этот материал совершенствовали. Но этот метод часто критиковали местные врачи, заявляя, что большие расстояния сказываются на свежести вакцины. Поэтому предлагали заменить на оспу, снятую с больных телят, хотя и у этого способа были недостатки, включая возможность заражения от животного.
Тем не менее земские доктора все же смогли добиться хотя и не полного искоренения оспы, но значительного снижения случаев заражения одной из самых распространенных болезней того времени.