Найти в Дзене
Azariy Gorchakov

7 смертных грехов средневековья и мультсериал SpongeBob квадратные штаны.

Ходячие и не ходячие "монеты". Долго ломал голову, какое построение, и ранжир все таки использовать. Столько разных греховных перечнев в разных течениях религиозной мысли. Великие "ярусные здания", башни, - симфонии, или кимберлитовые трубки как у Данте. А я все таки, пишу про мультик, и решил не пугать "монолитом ярусов". С википедии скачал латинские написания. Взял самую расхожую "ранжированную" схему. Есть у меня вопросы по приоритетам, но это классика! В сакральных текстах специально и постоянно главы перепутывали.

3. Ira(гнев)

Гнев. «Губка Боб Квадратные Ремни». ( Заяц. Алиса Селезнева). Досада, недовольство, раздражение, неудовольствие, свирепость, остервенение, ярость. Ищи самого шустрого, двигательного, бешенного, и не ошибешься- кто двигает сюжет тот и прав. Кто самый злобный в этом беззлобном мультике? Кто с негодованием за попранные чувства, исступленно за справедливость, запальчиво за благое дело? Абсорбент Спанч -есть Главнейший герой, "подводный водоворот" Бикини истории. 40 дырок по телу, одержимость жаждой жизни и впечатлений, он стремиться понравиться, навязчиво хочет чтобы его полюбили. Анатомически Морская губка - это вроде бы тот персонаж, который вечно сидит на месте, и намертво прикреплен к дну морскому. Но Бубка полностью противоположен своему архетипу, он лишен корней, вернее камней. Он контрастен своему "истинному" биологическому предназначению, он вечно в бурных "потоках приключений". Спанч, это шустрый проводник в глубоководные адские глубины. Что то есть "Вергильевски- дантовское" в этом мастере гавайских напевов. Мне нравится идея дизайна "перераскраски " древних глубоких идей. Бубка неспокойный, взволнованный герой -постоянно выведенный из себя. Полип -полный идей. Если персонаж постоянно носится, перемещается по "игровому миру", это значит что героя в корне, что то не устраивает в себе, на что то он гневается, чем то недоволен. Губка всегда чем-то сильно раздражен, раззадорен, абсорбируем, что-то мешает ему осесть "в ананасе", минуту побыть без движения. Персонажа совершенно не устраивает или он сам, или мир вращающийся вокруг него. Гнев-взбудораженность, тоже может быть "позитивным" проявлением! Например, у проповедников, раздражение всегда спрятано под милой улыбкой. Наставники позитивны, они ведь перелетные "продавцы счастья". Учителя посланцы идеи! Все кто окружает проповедника его потенциальные клиенты, и с ними нельзя агрессивно гневно. Губка напористо, навязчиво -"добр". Он герой круговерть, преобразитесь, толкатель сюжета, поршень. Религия Боба это гамбургеры, кафе это его церковь, едоки паства. Гнев это когда находит каких-то хилых и убогих и начинают их тренировать, убеждать. Говорить "у вас всё получится, только пожалуйста, примыкайте к нашей партнерской программе". Бубка -рекрутер и коучер. Мастак профессиональной "жарки". Люди не так уж и плохи. Люди часто большие моралисты, борцы, праведники, искренне осуждают многие пороки! Но как правило на это занятие их толкает не добродетель, а какой-то один-единственный, мощно засевший в них грешок. Это уже потом на падаль слетаются все семь. Хищник не любит конкурентов, он сам хочет разделать и съесть свою добычу, он защищает свою территорию, крепит границы.

Каковы люди в "глубинах своих" мы не знаем поэтому лучше судить их по внешним проявлениям. Цитатка из Аристотеля. "Худший не тот, кто порочен по отношению к себе, но тот, кто порочен по отношению к другим, лучший не тот, кто добродетелен по отношению к себе, но по отношению к другим".

Все грехи — это лишь попытки заполнить внутреннюю пустоту.

"Лучше грех явный, нежели тайный". (Петр Великий). Самый главный грех это утайка грехов. Губка ничего не таит, все что в нем есть обрушивается на зрителя. Он смешлив, и возможно это все грани его испорченности смеются над ним самим.

Грех вот это истинное развлечение. Ад это самое лихое приключение. Рядом с Бикине Ботомом лежит бездонная бездна, от нее даже загорелый спасатель лобстер не спасет.

Когда злодеяния совершают "мелкие людишки", то и гнусности как то от этого как то мельчают, когда мелкие грешки делают "большие имена", то зло разрастается неимоверно. Зло мечтает об одном- быть безнаказанным!

Героем можно стать за одну секунду, а вот чтобы кем-то стать! Стать "достойным полипом" для этого нужна вся жизнь. У Губки Боба очень много этих самых мгновений счастья- когда он становится "героем"- побеждает обстоятельства. Но что в итоге? Где все эти возможности внутреннего роста. Далеко Губке до "человека". Как он вообще поменялся серии к серии? От сели, и до сели! Спанч при всей своей взбалмошности, и безалаберности крайне стабилен, и он вообще никак не меняется. Вроде бы столько побед у коробко-голового, над самим собой за 13 сезонов! Но, как то он мало преображается, как то он всегда "с углами". Неотесанный такой! Когда человек все выставляет наружу задаешься вопросом ,а есть ли у него что то внутри?

Позитивный, желтый и квадратный - всегда страстно жаждет приключений.Клоунски рыжий парень, истинный "король солнце", греющее холодные глубины истории. В дуэте с Петрухой- "Патрикеем", он непобедим. Для постоянного довольства самим собой нужна известная доля скудоумия. С главным героем можно и пройтись "по прилогательней". Он безалаберщина, беспорядочность, бессистемность, бестолковость, безответственность за свои слова и поступки. Взбалмошность, неорганизованность, неосмотрительность, рассеянность, непунктуальность, непутевость, несобранность, неосторожность, неразумность действий, увлекающая в безнаказанность. Но у людей без недостатков разве бывают достоинства?

О грехах рассуждать страшно они заразительные. И ими можно все объяснить, ведь они искушают, сбивают с путей! Каин не собирался сидеть сложа руки, он был не согласен и предприимчив. Гнев желание- что то поменять! Почему ярость желта? Почему она тут главная "рисованная звезда". Она иссушает как солнце… В невежественном Губке, как в главном персонаже, как "в губке" содержатся все компоненты смертных грехов. Он прежде всего яростный деятель," яркий представитель" он само желание быть громким, услышанным, дерзким, неуемным, "живым". Это самый энергоемкий порок, самый взрывной и буйный. Неунывающий характер Спанча, это невероятная отвага и тупость. Эта куча энергии течет прямо из хаоса, их косности и непроходимых бездн подсознания. Да у него нет мозгов, поэтому он и не может делать никаких серьезных выводов. Поэтому он всё время позволяет себе беззаботно, радоваться, жить не пеняя на отсутствие памяти. "Короткие штанишки" не загружен, он легок и "без тормозов", он смешлив и юмористичен. Он всё время подчиняется судьбе, вернее своему "импульсу" благому гневу. Он бешено наступает на тишину, на лень, на рутину. Он сражается с самой смертью! Разве он плох! Да туп, но есть и еще тупее морские обитатели. А, работник он хороший! Когда надо он сосредотачивается, и это "его кухня", его путь к добродетели. Профессиональное становление- это новая ступень, а там и "Гордость"и "Незаменимость"! Добродетели это когда скрывать собственные пороки людям просто не выгодно, добродетели должны исходить из общности из общества. Из ремесла из профессии! Художник рисует- кисть его делает лучше, учит видеть прекрасное! Добродетели штурмуются не сразу, они не в том чтобы избегать грехов, возможно ли? А в том чтобы не становиться их пленниками, не делать их частью своей натуры, не подбирать, не вскармливать их. Эти вечные младенцы, "сломанные печати". Одно и тоже, уже тысячи лет! И интересны только грехи, не доведенные до конца! Мы праведники -только когда сражаемся со всякой мерзостью! Как это занудно, такая рутинная работа, из ошибок и покаяний, удовольствий и вины! Где же творческий криативный подход? Где же ты фантазер Губка, мы уже столько всего напридумывали, так изменили мир вокруг, но новых грехов еще не появилось, как же так!

Неба утреннего стяг

В жизни важен первый шаг

Слышишь, реют над страною

Вихри яростных атак. Н. Добронравов

-2

4. Tristitia(печаль, уныние)

Грусный, постный— Сквидвард (ослик Иа, Зеленый). «Освобождение души от оков и тирании тела». Одно расстройство, и попирание всех добродетелей. Суровый скептик, Сквидвард все время смотрит с осуждением и порицанием на коллег; Спанч- Боба, Патрика, Крабса, на свою работу и свою жизнь. Не людишки но мир! Мир благоволит к критикам, к тем кто заметят, найдут изъяны, к тем кто во всем видит и утверждает какую-то свою праведность. Этих впередсмотрящих, пророков, вечных- гадателей, "наставников человечества"- зануд, всегда полно рядом. Они функция! Они гордо выполняют свою работу- по диагностике всей системы. Они даже не просят за это плату! Вечные добровольцы и подвижники они свое получают сами. С ними всегда "меновая желчь", яд, колкие морщины и слезы. Воспоминания-элегии-меланхоличных мудрецов, оцинкованных циников. Ханжество -очень трудно! В мульт персонаже Скрудже Сквидварде трудно разглядеть каракатицу. Потому что этот осьминог и всё время под кого-то маскируется. Тип складывает своё много множества ног "в две пары" . этот архетип, мимикрирует, и носит на себе мнение и принципы! Он лицемерие, умение манипулировать со стандартами качества. Если бы не вечное теоретизирование, и отсудствие энергии, перед ни бы не устоял мир. Хотя всегда, приятно видеть в обществе человека который "и знает и понимает", и еще благовоспитан! Осьминог хам- мизантроп с повадками все осуждающие моралиста- законника. Вечно шуршащий бумагами и репликами "конферансье за ширмой". Просто по любому поводу он выдает инструкцию "как типичный фарисей", неудачник- но по собственному гордому выбору. Есть большая разница — не хотеть или не уметь согрешить. Кровное уныние, желчь и норма жизни "головоногих". Это у тех у кого "голова преобладает", над делом. Букинисты сборщики знаний теоретизаторы! Корпеют над архивированием смыслов! Что же здесь порочного, когда человек не улыбается, когда он постоянно морщинится и плачет! Ведь это тот самый легко узнаваемый средневековый идеал, "Мистер пост". Погост- Суровый аскетизм мужской слезы. П. Наги показывает, что «повышение ценности слез и значение слез тесно связаны с уделом, отводившимся христианством телу. В христианстве поздней Античности призыв плакать связывался с отречением от плоти, прежде всего с экономией телесных жидкостей, строго предписывавшейся аскету. Ему следовало мало пить, дабы уменьшить количество жидкости в теле, а значит, уменьшить и побуждение к греху. Плач же удалял жидкость из тела и мешал ему таким образом греховно расходовать ее в сексуальных действиях». Грустный всех ненавидящий спрут в океане слез. Молитвенная лень, и гнусное злобное самоистязание, искусанные в зависти губы. В ипохондрии есть что то добровольно возвышенное, горделивое и религиозно экзальтированное. В хандре , есть желание одиночества, и есть сплав всех грехов. Это ответственный порок, многожильный кабель, и он не на основе глупости. Печаль-афронт; все понимает про себя. Замыкание в себе это горький плод неверия в благородное самоограничение человека. Меланхолия это самоистязание, решительного до скуки флагеланта. Она предельна ответственна и от того натуральна, она тяжела и противостоит легкости. Веселье она видит в "тупостью". В глупости всегда есть что то искусственное, клоунское веселящееся, предельное и нарочитое. Тут в "печальке" все подлинное, и есть натуральные слезы раскаянья, и нежность-жадность-обжорство до "духовных благ", и благородная обида -огорчение на все и сразу. Всегда скорбеть! Можно ли унывать и не обижаться, и чтобы еще и не сервильно . Можно ли никогда не унывать, не сдаваться? По крайней мере Губка Боб это тот кто вообще никогда не унывает, а по любому поводу хохочет. Как бы небыли далеки "Пост и Масленица", но они герои одного праздника, единые- антиподы, левое и правое. Отъевшийся и голодный, "один" и тот же "прихожанин" пост- масленница! Губка- противостоит в этой истории унынию, самоизоляции.

"Обычай каяться и ограничивать себя в пище в течение сорока дней перед Пасхой в знак подготовки к ней возник в IV веке. Затем он распространился на предрождественские дни и на канун Троицы. В общественных представлениях последний день карнавала являлся апофеозом празднества, поскольку на следующий день, в Пепельную среду, начинался Великий пост, период ограничений и голода". (Ж. Ле Гофф)

«Блаженны плачущие, ибо они утешатся», – говорит Христос в Нагорной проповеди. Слезы толковали как элемент подражания Иисусу, воплотившемуся в человека. Христос не разу не смеялся, смешных историй не рассказывал. Зато рассказал много грустных историй. В уныние уже есть некое отречение от земной жизни, особая чуткость и восприимчивость к иному. В Библии Иисус три раза проливает слезы. Первый раз по другу, второй раз по горькой участи столицы, третий раз грустит по себе. Человек в раю совершил грех, его наказанием стал труд: «в поте лица твоего будешь есть хлеб», если человек не трудиться покаянно, то избегает наказания, и забывает преступление. Труд должен быть не ради плодов, а ради его тягости, и унынья. Зачем мельницы, когда нужно занимать себя от соблазнов, и каяться. Труд ценился невысоко, но постепенно стал обретать выгоду и смысл. Возрождение придумало труд во славу божию, труд стал удовольствием. Появилось разделение труда на высокий интеллектуальный и низкий ручной. Уныние происходит иногда от наслаждения, а иногда от того, что страха Божия нет в человеке. (Иоанн Лествичник).

«Тот, кто не в состоянии оплакать свои грехи, тот не монах». Депрессию и слезы раньше мыслили как божий дар, и заслугу. Слезы обладали «оплодотворяющей силой». Слезы даже называют главной чертой готики, а смеяться в этом мире полагалось лишь его хозяину сатане.

Василий Кесарийский составил монашеству «Великий устав». «Господь, как учит нас Евангелие, обрек себя на все телесные страдания, неотделимые от природы человеческой, например на изнеможение. Он проникся чувствами, изобличающими человека добродетельного, например проявлял сочувствие к скорбящим. Вместе с тем евангельские рассказы свидетельствуют, что он никогда не предавался смеху. Напротив, он объявил несчастными тех, кого охватывал смех».

Жизнь быстротечно и от того очень печальна. Если ты один это тоже повод взгрустнуть. Уныние само по себе мало стоит его надо лелеять, его надо оросить слезами. Слезы это хорошо, потому что вытекают из самой достойной части человека, а иногда из носа. Смех это плохо, низко, это паясничание, кривляние и не благородство. Смех удел дурачины, который для безделья, и отвлечения внимания всегда найдет причину! Смешные люди в этом мире производят самое грустное впечатление. Понимая чему люди смеются, думающего человека отхватывает истинная, "глубочащая" печаль-мочаль. Мысль "чела" светла, и возвышенна. Гогот нарушает тишину. Смех идет из самой низменной части человека- из живота. Смех это площадь, народ, карнавал как писал Михаил Бахтин. Смех светский все обесценивающий атрибут.

Страдания в житейских водах неизбежны, но "синеокая" ипохондрия это уже участь твой выбор. Невзгоды рождают хандру, но тяготы часть душевного опыта! Ностальгия это отринутый опыт- смерть души, отрезанные и утерянные ее фрагменты, "не выученные уроки"-тоска. Рутинное зацикливание- ведь неусвоенное должно быть пройдено заново. Наши грехи, это наш отклик на течение жизни, например сериально-телевизионную игровую реальность "мульт персонажей". Если герой "каракатица" вызывает уныние и скуку, то возможно это равнодушие дано в утешение. Даже не тайна, но скука самая ужасная "нейтральная" реакция. Пока есть другие грехи людям порочным грех тосковать.

С недугом печали и лени можно вполне легко сосуществовать. Перед всегда скукой нужен "глубокий"отдых. Печаль никогда не изображается молодой, на всегда мудра и сурова, "безулыбочно серьезна", ранима обидчива. Все ей оскорбительно претит. Воплотившиеся мечты -досадны, не воплотившиеся тоскливы. Люди очень часто путают юмор и иронию. Ироничный человек, закрытый злобный, ухмыляющийся, хихикающий опасный. Весёлый человек, открытый, добрый, открыто хохочущий "во весь рот", одаряющий мир. Отличие то общем, очень простое, сардонический, "утаивающий юморист" про себя, а весёлый смеётся, взрывается, раздающий- для других. Теле Менхзаузен сказал"Серьезное лицо — еще не признак ума, господа. Все глупости на Земле делаются именно с этим выражением. Вы улыбайтесь, господа. Улыбайтесь". Но... С улыбкой, самые непролазные глупости делать все таки сподручней. Если не улыбается самые ужасные вещи можно делать с ухмылкой и под хмельком. В улыбке дурака есть самоуважение!

Вообще время, возраст, не делает человека лучше. В самом этом течении есть что то порочное, оно дарит воспоминания, многие из которых грустны, суть памяти это "прустовщина" и меланхолия. Устройство памяти тяжело, удрученно и мрачно. Может "осьминоги"- это просто наши "многоногие- ходульные" стрики. С депрессивными иметь дело безнадежно…Не трогаешь плохо, а тронешь тоже сразу ты "не ко двору", и невпопад.

Вечный кассир счетовод, хранитель тот кто сильно "не поверхностный". Неприязненный Сквидвард Кью Тентаклс, ужасный "скучный" персонаж, живет в мрачном "древнем идоле". Но он по настоящему тут единственный увлеченный, углубленный творческий, он лирик, он музыкант! Этот душевный и чуткий романтик- идеальная нянька. Элегия! "Она" называет его "дядя кальмар". В сериале Сквидвард ухаживает за Перл Крабс, "китовой" дочкой краба-Босса. Стрики они хорошо уживаются с детством которому пока не чего противопоставить "мудрости", и контролю. Пороки и магниты! Вот "Алчность" не дружит с "Унынием". Грусть самый верный человеку грех, порок с большой внутренней отдачей, и обратной связью. Меланхолия всегда необычайно хороша перед зеркалом, "омытым слезами".

Счастие или грусть — Ничего не знать наизусть... (Марина Цветаева)

Я ненавижу человечество,

Я от него бегу спеша.

Мое единое отечество -

Моя пустынная душа. (Константин Бальмонт)

https://zen.yandex.ru/media/id/5f611b718af0585595a6da84/gorkoe-na-dne-kak-7-smertnyh-grehov-olicetvoriaiutsia-geroiami-multa-spanch-bob-1ch-5fff189d42e6237dcb69fe7d 1 часть.