Так, о чём же поговорили В.Путин с С.Кравцовым?
О, мягко выражаясь, тревожном, а, на мой взгляд, правильнее – плачевном, положении со средним образованием в стране? Я не услышал этого.
О проблемах учителей? Затюканных начальством, родителями, бумаготворчеством, непомерными нагрузками, безденежьем?.. Мне так не показалось.
О качестве знаний, состоянии дисциплины, воспитании учащихся? Не заметил этого.
Так о чём же разговор шёл?
А говорили они о двух вопросах из уймы проблем среднего общего и среднего специального образования: об обучении учащихся на дистанционке, в режиме «онлайн», как выразился президент, и о доплате кураторам (аналог класрука) в средних специальных учебных заведениях.
Похоже, это самые острые, самые насущные проблемы в отечественной школе и образовании.
Привожу краткую стенограмму состоявшегося разговора (выделено в тексте, сокращено и краткие комментарии по тексту от автора):
«Путин: … у Вас есть много что сказать… начать с вещей, которые … волнуют очень многих. …вопросы готовности школьной системы … к работе онлайн.
У нас планы в 2021 году закончить целиком оборудование всех школьных учреждений страны скоростным интернетом. Как идёт эта работа? …шаги, планируемые министерством до 2024 года?
Кравцов: … 2020 год был непростым…, но с основными вызовами мы справляемся.
Но никогда дистанционное обучение не заменит традиционное. 1 сентября школы вернулись к традиционному обучению, и сегодня точечно, если возникает необходимость, школы вводят формат дистанционного обучения.
Мы уже создали цифровую образовательную среду, которая дополняет традиционное обучение… усиливает классическое образование.
Что касается задач на 2024 год…
Первое – это строительство образовательных организаций (как я понял, речь идёт о строительстве зданий для обр.организаций). В прошлом году построили 828 детских садов на 122 тысячи мест, в этом году построим 767 детских садов.
В прошлом году построили 277 школ на 169 тысяч мест. …начнём четырёхлетний проект по строительству 1910 школ на 1 миллион 200 тысяч новых мест. …мы …договорились с ВЭБом и Сбербанком о дополнительных 300 миллиардах рублей и построим на 500 школ больше.
Отдельно хотел бы сказать про наших учителей. Им было сложно … в целом коллеги справились. Были всегда на связи со своими учениками… В прошлом году снизили бюрократическую отчётность для учителей. Вам (не им, министерским, выходит,) неоднократно об этом говорили учителя, сегодня определили вместе с Рособрнадзором минимальный перечень документов, который должен заполнить учитель, остальные бумажки (?!) отвлекать не должны.
Второе. …вводим единую систему подготовки педагогических работников. …видим положительный эффект от передачи педагогических вузов в ведение Министерства просвещения. Хотел бы поблагодарить Вас за поддержку этого решения. В прошлом году впервые вырос средний балл поступления в педагогические вузы. Будем заниматься вопросами заработных плат.
Путин: В ходе большой пресс-конференции… поступали вопросы о выплате денег за классное руководство.
Кравцов: … этот вопрос находится на постоянном контроле. 810 тысяч классных руководителей с 1 сентября адресные доплаты получают.
Скорее всего, речь идёт о выплатах в техникумах, колледжах. … там такая проблема есть. …все вопросы, которые поступили к Вам на «горячую линию», точно отработаем и доложим по результатам.
Путин: Что значит «проблемы есть»…? Просто им не платят?
Кравцов: Есть техникумы, где также работают и занимаются воспитательной работой (да ну, неужто...).
В прошлом году были приняты Ваши поправки в закон «Об образовании» об усилении воспитательной работы в школах. С этого года в десяти регионах вводится ставка советника директора по воспитательной работе с дополнительной доплатой 15 тысяч рублей.
Также яркий и успешный проект прошлого года, конкурс «Большая перемена», Вы встречались с финалистами, интересные, талантливые ребята, способные зажечь своими идеями как сверстников, так и взрослых. Этот конкурс в этом году уже начнётся с 5-го класса, а не только для старшеклассников.
Путин: Но за классное руководство платят только в общеобразовательных школах?
Кравцов: Да, только в общеобразовательных школах. Что касается доплат в техникумах, этот вопрос мы в Правительстве решаем. …в прошлом году принята стратегия развития среднего профессионального образования, мы синхронизируем программы подготовки в колледжах, а в колледжи после 9-го класса идут 60 процентов выпускников, и достаточно большой интерес к техническим специальностям. …очень важно, чтобы самореализовывались ребята и трудоустраивались по той специальности, по которой они заканчивают колледж, в своём городе, в регионе.
И в завершение, … с этого года мы вводим мотивирующий мониторинг для регионов по всем количественным и качественным показателям, о которых говорил. И строительство школ и детских садов, и система воспитания, повышение квалификации учителей. Важно оценить вклад каждого региона в реализацию поставленных Вами профильных для Министерства национальных целей развития страны.
Путин: Хорошо. Спасибо». (Конец цитаты).
Начну с «есть много что сказать». Начиная разговор, президент дал понять, что он «в теме», знает о «многом». Но почему-то выбрали лишь два вопроса из «многого». И если бы не министр, то и стенограмма заняла бы полстранички текста: тот немало наговорил и не по заданной теме, особенно о нынешнем строительстве и его планах на будущее.
Далее начались нестыковки в подходе к теме дистанционки.
Президент министру – об окончании оборудования всех школьных учреждений скоростным интернетом и планах минпроса аж до 2024 года, а тот ему в ответ, что с 1 сентября вернулись к традиционномуобучению и сегодня лишь точечно вводят дистанционку.
Возникает вопрос: так что там со всеми школами, где к 24-му году будет не просто интернет, а скоростной? Даже в 2021-м, как я понял, уже будет. И тут же, к слову, а что будет со средними специальными учебными заведениями? Им-то интернет скоростной "светит"? Всё-таки специалистов должны готовить? Раз уж у выпускников 9-х «достаточно большой интерес к техническим специальностям».
При этом, оказывается, «очень важно, чтобы самореализовывались ребята и трудоустраивались по той специальности, по которой они заканчивают колледж, в своём городе, в регионе».
Это для кого важно, только для «самореализовывающихся» ребят, чтобы они трудоустраивались по специальности? Государству, надо понимать, это не важно, коль скоро огромное число выпускников колледжей (техникумов) и вузов работают не по специальности. Это в советское время после техникума ждало обязательное распределение и 3 года столь же обязательной отработки. Сам через это прошёл. А теперь отдано на откуп ребятам? Как кому-то повезёт?
И что там министр о традиционном обучении, о классическом образовании? Хотелось бы поподробнее. Он о дореволюционном гимназическом или о советском, времён, когда американский президент Кеннеди им восторгался и нам завидовал? Но в те времена, по-моему, и рядом не стояло никакой дистационки. Той самой, которой Максим Галкин даже недавно блестящую пародию посвятил. А ему не откажешь в умении держать нос по ветру, пардон, руку на пульсе… И он не стал бы пародировать, если б речь шла лишь о точечном её введении. Более отчётливо просматривается повсеместность. Правда, там, где есть интернет, пусть и не скоростной. Некоторые обучающиеся на дистанционке уже и по деревьям лазают, чтобы подключиться. Но за них школа не отвечает – они уже совершеннолетние.
Тему строительства пропускаю, поскольку об обещалках и хотелках и говорить не стОит. Вон, у Ялты под боком чудеса творятся в ходе школьного ремонта. Но это, как я понял, забота местных властей, а не Минпроса.
Правда, в теме строительства меня зацепило упоминание о вкладе ВЭБа и Сбербанка в это дело.
Во-первых, как я понял, в бюджете не хватает на школьные нужды денег. Зато они есть у банкиров. Те заработали их тяжким, «галерным» трудом.
И во-вторых, ничего хорошего не жду там, где появляется Греф. Для меня он – второй Чубайс.
А вот дальше интересная часть – об учителях. Которые справились – эт, как водится. Что же касается их постоянной «связи со своими учениками», то тут особо гордиться нечем. Многие учителя в Дзене стонут: достали их чуть ли не круглосуточной связью некоторые… родители учеников.
И со снижением «бюрократической отчётности для учителей в прошлом году» что-то не стыкуется со статьями и комментариями учителей в Дзене. Уж какой такой «минимальный перечень документов, который должен заполнить учитель» определили Минпрос и Рособрнадзор из доклада президенту не видно, но мне было достаточно следующих слов министра: «остальные бумажки отвлекать не должны».
Что называется, прокололся. Значит, будут и другие «бумажки». А как же! Ведь он сам позже заявил о введении «мотивирующего мониторинга для регионов по всем количественным и качественным показателям», о которых говорил до этого. И в развитие темы сообщил, что ещё войдёт в этот мониторинг: «строительство школ и детских садов, и система воспитания, повышение квалификации учителей. Важно оценить вклад каждого региона в реализацию поставленных Вами (президентом) профильных для Министерства национальных целей развития страны».
Вот уж пойдёт писать губерния «бумажки»! Держись, учитель. Ну, в самом деле, не директор же, а тем более, наверху сидящие чиновники этой писаниной станут заниматься.
Говоря об учителях, министр вспомнил и об их зарплате. Очень так оптимистично вспомнил: «будем заниматься вопросами заработных плат». Будем... Это надо понимать, пока недосуг было?
О подобном оптимизме говорил герой Олега Борисова из фильма «Дайте жалобную книгу», которому более полувека стукнуло. Они ж только будут. А пока держитесь…
Зато как достижение, сообщил высшему должностному лицу страны единственную конкретику в цифрах, не касающуюся строительства: «с этого года в десяти регионах вводится ставка советника директора по воспитательной работе с дополнительной доплатой 15 тысяч рублей».
Учителя, кричите «ура»! У директора ещё один «советник», у вас ещё один начальник.
Что-то не слышно восторженных криков.
Уже однажды я признавался в том, что являюсь сторонником Сталина. Хоть задолбите меня дизлайками, но не представляю подобного отчёта наркома или министра народного образования ему. Здесь же никакой конкретики. Слова, слова, слова… И в заключение: «Хорошо. Спасибо». Это что, оценка за работу?
Я как-то поместил в Дзене статью «Что надо сделать, чтобы учителя не отвешивали подзатыльники ученикам, а те получали знания в школе». На неё не получил ни одного отрицательного комментария. Значит, прав в понимании проблем школы, школьного образования. А до этого была другая, о проблемах детсадовского воспитания: «Чиновники, оставьте детей в покое. И их воспитателей. Дайте детям спокойно расти. А воспитателям – спокойно работать». И там полная поддержка читателей. Некоторые даже заподозрили, что у меня какой-то опыт детсадовской работы.
Для написания первой мне хватило статей учителей на Дзене и комментариев читателей и, конечно же, собственного жизненного опыта, а для второй - своего опыта деда, внуки которого ходят в детсад, и разговора с соседкой по даче, воспитателем детсада.
Выходит, для того, чтобы по-настоящему вникнуть в проблему, достаточно даже той информации, которой забит интернет и своего родительского (дедовского) опыта. Что же им-то мешает не урывками, по кусочкам решать проблемы школы и школьного образования, а целиком, в комплексе?
Думаю, лишь одно, но главное – авторами этих проблем являются они сами, именно они их и создали.
В заключение. Я и не знал, что средние специальные учебные заведения относятся к Минпросу. В моё время они относились к Министерству высшего и среднего специального образования.
Все факты взяты из открытых источников или из прожитого автором, мнение и выводы – автора.
Подписка, лайки, комментарии читателей – приветствуются.