В первой части я немного описал основные пути реализации меда пчеловодами в СССР. Теперь рассмотрим как это происходит в наши дни.
Если спросить у любого современного пчеловода какая самая главная проблема существует при занятии пчеловодством, то ответ будет однозначным - как продать излишки продукции – меда. После развала системы заготконтор пчеловоды остались один на один со своим медом. Многие бросили заниматься любимым делом, другие сократили количество пчелиных семей. Те, кто не изменил своему делу, начали искать выходы из сложившейся ситуации. Попробую описать основные пути продажи меда:
1. «Сарафанный». Малая часть меда продается знакомым, знакомым знакомых и т.д. У пчеловодов, занимающихся пчеловодством длительное время, конечно же появляются «свои» покупатели, ценители его продукции. Однако, данный путь реализации не отличается постоянством. Бывает, что постоянные покупатели «пропадают», экономическая ситуация в стране заставляет старшее поколение экономить, да и не все они могут попасть на ярмарку меда или по адресу пчеловода. Молодежь в свою очередь, мед берет неохотно, предпочитая кондитерские изделия или конфитюр.
2. Оптовая продажа. Пчеловод может сбыть свой мед оптовикам. Коммерсанты-оптовики хорошо осведомлены о пчеловодах сел и деревень. Далее им только остается поехать и скупить мед у пасечников по крайне низкой цене. Эти пасечники, как правило, уже большей частью пожилые люди и другого варианта сбыть мед у них просто нет. Так вот эти «предприниматели-перекупы», как правило, молодые люди, потом представляются пчеловодами и реализуют мед уже по хорошей рыночной цене. Вот и получается, что зарабатывает тот, кто пот не проливал.
3. Торговля на рынках городов. Не каждый пчеловод может поехать в город и продавать мед за прилавком. Сказывается и возраст, и свои моральные устои, и неумение торговать. Да и время много это занимает, а ведь на пасеке выходных нет. И опять путь ведет к «предпринимателям-перекупам».
4. Поиск «своих» покупателей через интернет (сайты, бесплатные объявления, реклама в группах, соц.сетях и т.д.). Покупателей можно найти и они находятся. Но есть сложности – много меда от тех же перекупов, мошенников, которые за популярные сорта меда( «башкирский» и «алтайский») выдают какой угодно и даже китайский суррогат. Да и продать через интернет большое количество меда не реально.
Но этот путь набирает развитие благодаря тому, что у нас существуют пчеловодческие династии и молодые пчеловоды приходят на смену пожилым. Молодежь не желает отдавать плоды своего труда за копейки перекупам и создают в интернете свои площадки и сообщества для привлечения покупателя.
5. Участие в конкурсе госзакупок. Это игра по правилам, установленным госзаказчиками. По бюрократическим правилам. Непросто. Высока вероятность неудачи и материальных потерь.
Таким образом, вариантов продажи излишков меда не так уж много. Вот и наживаются на труде пчеловодов в основном перекупщики. А пасечникам остается надеяться на изменение политики государства в отношении закупки сельхозпродукции у населения. м приходится на практике постигать азы коммерции и маркетинга и искать свою нишу в этом непрозрачном рынке.
Нет, не бросят пчеловоды свое любимое дело. Это уже в крови у них. Они радуются от всей души, когда весной пчела делает свой первый облет, когда на лапках несет пыльцу, когда начинается первый взяток с первых весенних цветов. Это дорого стоит, дороже денег!
Еще статьи по пчеловодческой тематике на нашем сайте "Лечу медом" https://lechumedom.ru