Мало кто помнит, но на злосчастном Гран-при Сан-Марино 1994 года погибло сразу двое гонщиков. Но все говорят только о легендарном Айртоне Сенне. Но сегодня мы вспомним человека, который погиб за сутки до бразильского чемпиона, чей путь к заветной мечте был куда более тернистым, чем у большинства пилотов Формулы-1 - Роланда Ратценбергера.
Роланд Ратценбергер родился 4 июля 1960 года в Зальцбурге. С самого детства наш герой восхищался Йохеном Риндтом и Ники Лаудой, поэтому нет ничего удивительного в том, что он мечтал стать гонщиком. Правда для реализации этой мечты ему пришлось столкнуться не только с нехваткой финансирования, но и с протестами родителей. В последствии Роланд вспоминал:
"Мои родители были против моего участия в гонках, и успехи Ники Лауды нисколько не помогали, поэтому мне оставалось лишь одно - сделать всё по-своему."
Закончив школу, отчислившись из института и отслужив в армии, Ратценбергер в 1979 году впервые пробует болид серии Formula Ford 1600. Но, к сожалению, отсутствие денег не позволило ему провести полный сезон 1980 года. Вместо этого он оказался в итальянской гоночной школе Джима Расселла, где в конце того же года стал чемпионом "Jim Russell Сup". В 1981-ом он остался в этой же школе в качестве инструктора, однако позднее Роланд вернулся на родину, где создал совместно с чемпионом Австрии по картингу Мартином Урбанеком команду "Junior Team Austria". Но вскоре проект пришлось закрыть по уже упоминавшейся причине - финансовые проблемы.
Только в 1983 году Ратценбергеру удалось дебютировать в Formula Ford 1600, а в 1984-ом перешёл в состав "Team Gatmo", где являлся не только пилотом, но и механиком. Но дело шло ни шатко ни валко, а 11 июня 1984 года в голландском Зандвоорте он и вовсе столкнулся с Бертраном Гашо. В результате аварии он повредил ногу и запястье, тем самым выбыв из борьбы до конца сезона.
Однако вскоре дела заметно наладились. В 1985-ом наш герой перебрался в европейскую Formula Ford, где под знамёнами команды Алоиза Роппеса сумел выиграть 11 гонок из 19 и стать победителем общего зачёта. А ещё через год, австриец покорил британскую версию этого же чемпионата, попутно выиграв гонку чемпионов и Фестиваль Formula Ford в Брэндс-Хэтче. После своего триумфа Роланд заявил:
"Этот успех большая награда за тяжелый труд, и это возмещение всех тех лишений, которые мне предстояло испытать."
После этого с Роландом связался босс BMW Motorsport Петер Флор и тот предложил ему принять участие в тестах WTCC - международного чемпионата кузовных автомобилей. Впечатления были насколько ошеломляющими, что Флор без раздумий подписал контракт с Ратценбергером. Радости австрийца не было предела - он наконец-то смог начать зарабатывать на жизнь, участвуя в гонках.
Параллельно с этим, Роланд принял участие в BTCC (британском кузовном чемпионате), где 6 раз из 11 оказывался в первой четвёрке, а также в британской Формуле-3, где одержал 4 победы.
Такие результаты позволили перед стартом сезона 1988 года получить с десяток предложений на сезон Формулы-3. И он выбрал команду Madqwick, как оказалось, напрасно. Машина страдала хронической ненадёжностью и низкой скоростью. Как итог - в пустую потраченный год и уход из Формулы-3. Горечь разочарования скрасили результаты в BTCC - 5 подиумов в 6 гонках.
Но нужно было идти дальше - в Формулу-3000. Благо, в этот раз, выбор коллектива оказался правильным. Team Spirit была одной из сильнейших в пелетоне и в сезоне 1989 года Роланд, с 1 победой и ещё 5 подиумами занял 3 место в чемпионате. Правда, ложкой дёгтя стал тот факт, что на каждую гонку заявлялись, от силы, лишь 9-10 пилотов. Параллельно с Формулой-3000 Ратценбергер принял участие в "24 часах Ле-Мана", но его экипаж был вынужден сойти с дистанции через 3 часа после старта из-за механических проблем.
Тем не менее, неудачу в Ле-Мане компенсировал контракт с заводской Toyota в японском чемпионате спортпрототипов. И он не подвёл свою команду - победы в знаменитых "1000 км Фудзи" в 1990-ом и "1000 км Сузуки" в 1991-ом стали пиком его карьеры в Японских кузовах. Правда, в самих чемпионатах дела шил не очень из-за ненадёжности - 5 и 7 места по итогам чемпионатов.
Перед сезоном 1991 года Роланд Ратценбергер был близок к попаданию в Формулу-1 - команда Jordan была готова подписать с ним контракт, да и японские спонсоры всячески поддерживали нашего героя. Однако, как назло, японский фондовый рынок рухнул и австриец остался не у дел. Впоследствии он признался, что Эдди Джордан требовал у него за контракт 4 миллиона долларов.
В конце того же года он принял участие в тестах американской серии CART (ныне IndyCar), после которых он получил должность тест-пилота Dallara - официального поставщика шасси для данного чемпионата.
В 1992 году дела в японском чемпионате спортпрототипов пошли хуже. Несмотря на то, что в одном экипаже с ним ехали опытные Эдди Ирвайном и Эйджи Элгх, новая машина Toyota позволила добыть экипажу лишь 3 подиума за сезон. Неудачи постигли Роланда и в японской Формуле-3000: несмотря на победу в одной из гонок, в 1992 году Ратценбергер, из-за многочисленных сходов стал седьмым в общем зачёте, а в сезоне 1993 года и вовсе откатился на 12 место, завоевав лишь 1 подиум.
Правда, в других кузовных гонках дела шли лучше - второе место по итогам японского турингового чемпионата в 1992-ом и победа в классе С2 в "24 часах Ле-Мана" в 1993-ем (в общем зачёте он финишировал пятым). После этого Роланд ясно дал понять, что перед сезоном 1994 года у него стоит только одна цель - попадание в Формулу-1. И он её осуществил!
"Мне повезло — я встретился с нужными людьми в нужное время."
Именно так описывал Роланд Ратценбергер подписание контракта с командой Simtek, которая, как и сам австриец, не имела абсолютно никакого опыта в королевском классе. Да и по скорости, как потом выяснится, она могла сражаться разве что с такими же новичками из Pacific. К тому же и сам контракт был подписан лишь на 5 гонок, после которых нашего героя должен был сменить Жан-Марк Гунон. Но самое главное было сделано - Роланд попал в Формулу-1, его мечта осуществилась!
Сезон 1994 года стал последним в истории главной формульной серии планеты, в которой пилоты отсеивались по итогам квалификации из-за банального перебора участников. И на первом же Гран-при в Бразилии он попал под такой каток - непройденная квалификация, с проигрышем последнему попавшему на старт гонки (по совместительству - напарнику по Simtek Дэвиду Брэбему) более полутора секунд.
На Гран-при Тихого Океана Роланд програл Дэвиду и вовсе почти две секунды, но пилоты Pacific были ещё медленнее и Ратценбергер попал на старт гонки. Более того, он доехал до финиша! Да, пусть и на последнем 11 месте, да, пусть и с отставанием в 5 кругов от победившего Михаэля Шумахера, но доехал!
А потом была Имола. Авария Рубенса Баррикелло в пятницу, 29 апреля, подарила надежду нашему герою на очередное попадание в гонку. Так и случилось: сократив отставание от своего напарника до 7 десятых секунды, Роланд Ратценбергер должен был стартовать в воскресенье, 1 мая, с последней, 26 позиции.
Но сразу же после того самого быстрого круга, мечты моментально разбились, в самом прямом смысле. Выйдя из поворота Tamburello (того самого, где на следующий день в фатальную аварию попадёт Айртон Сенна), на болиде австрийца отломилось переднее антикрыло. В результате чего, оно попало под днище болида, который стал абсолютно неуправляемым. Удар в стену пришёлся на скорости 300 км/ч! Причём он был настолько сильным, что машина пролетела аж до следующего поворота Tosa!
Фактически, Роланд Ратценбергер умер мгновенно, Однако каким-то чудом врачам удалось оживить его сердце и оно продолжало биться и после того, как он был доставлен в госпиталь Болоньи. Но тамошние врачи уже через 7 минут были вынуждены признать своё поражение в борьбе за жизнь пилота.
В день гонки, как уже было сказано, погиб Айртон Сенна и смерть Роланда Ратценбергера, к сожалению, отошла на второй план. Большинство фанатов Формулы-1 уже забыли о том, что в Имоле-94 были две жертвы, но некоторые, слава Богу, до сих пор помнят о нашем герое.
Так, например, в недавнем мультике из цикла "Minidrivers", посвящённому Гран-при Эмилии-Романии 2020 года, была обыграна ситуация, когда в раю Айртон Сенна жалуется на Ники Лауду из-за невозможности остановить Mercedes, а на заднем фоне идёт персонаж Роланда Ратценбергера с табличкой "Где мой бриллиант на кубке?" (обыгрывая ситуацию, когда на призовых кубках в Имоле специальным бриллиантом было отмечено место гибели Айртона Сенны, а про Роланда как всегда забыли).
Роланда Ратценбергера похоронили 6 мая в Зальцбурге. Среди бывших и нынешних пилотов Формулы-1 на церемонии присутствовали Хайнц-Харальд Френтцен, Карл Вендлингер, Дэвид Брэбем, Ян Ламмерс, Герхард Бергер и Джонни Херберт. Двое последних, кстати, примчались прямиком из Сан-Паулу, сразу после прощания с Айртоном Сенной.
Да, Роланд Ратценбергер не был такой же знаменитостью как бразилец, но он был бойцом. Австриец прошёл долгий путь к заветной мечте и он добился своего. Пусть и в 33 года, пусть и в маленькой безнадёжной команде, но он сделал своё дело. И даже отец Роланда, Руди, после его смерти признал:
"Это была воля Божья. И, мне кажется, Роланд умер счастливым человеком, ведь он исполнил свою мечту - стал пилотом Формулы-1!"
А как вы считаете, заслужил ли Роланд Ратценбергер более высоких памятных почестей в глазах современных фанатов Формулы-1? Делитесь своим мнением в комментариях, ставьте лайки и подписывайтесь на канал "Max F1 +", чтобы ничего не пропустить!