14 января в России встречают старый новый год, и немногие вспоминают, что в этот же день Православная церковь отмечает праздник, называемый Обрезанием Господним. Чтобы понять, почему столь личное семейное событие получило широкую известность в христианском мире, нужно совершить краткий экскурс в историю.
Что произошло в этот день?
Традиции обрезания существуют у многих народов. У евреев обрезание младенцев – это символ союза между Богом и праотцом Авраамом, означающим, что будущий мужчина будет воспитан в традициях своей веры, станет выполнять законы, предписанные ему отеческой религией.
Обряд состоял не только в исполнении медицинских манипуляций по удалению крайней плоти, но и в наречении имени. Сын Марии был назван Иисусом неслучайно – именно так велел назвать новорождённого архангел Гавриил, который сообщил Деве весть о зачатии Ею Божественного Младенца, именно это имя сообщил ангел Иосифу Обручнику.
Символично, что обрезание произошло на восьмой день. Восемь – это символ совершенства. Кстати, в христианской церкви в восьмой день от рождения малыша по-прежнему традиционно считается днём имянаречения.
Для чего это было нужно?
Обрезание было обязательным обрядом у иудеев, и никто из благочестивых евреев не мыслил о том, чтобы лишить ребёнка связи со своим народом. В определённом смысле, этот поступок послужил примером того, как важно выполнять людям религиозные установления. Кроме того, необрезанный мужчина не мог войти в избранный народ Израиля, а следовательно не мог быть посвящён Богу – никто из евреев не признал бы в нём долгожданного Мессию.
Обрезание – прообраз Крещения
Большинство самых значительных событий Ветхого Завета несут в себе прообразовательное значение: нахождение пророка Ионы во чреве у кита символизировало Спасителя через три дня после распятия, исход евреев из Египетского плена – Пасха – стало знамением освобождения человечества от смерти, а причисление к Божьему народу через обрезание явилось прообразом Крещения.
Христианский праздник
Быстрое распространение христианства среди народов, окружавших Палестину, привело к тому, что уже в 49 году формальное еврейское обрезание было фактически отменено, но праздник был сохранён, прежде всего, для того, чтобы напомнить христианам, что Спаситель имел не только Божественную, но и человеческую природу.
Формально он был утверждён в 4 веке. Это было время становления христианского вероучения, время, когда «в горниле сомнений» выплавлялось золото христианской догматики. Одним из многочисленных измышлений был докетизм – учение о призрачности Христа. Его сторонники полагали, что и Сам Христос, и Его человеческий образ, а, следовательно, и Его страдания были только иллюзией.
Чтобы доказать сторонникам докетизма их заблуждение, в православный календарь был внесён праздник Обрезания Господня как напоминание о том, что Христос не зря называл себя Сыном Человеческим.