Найти тему
Коромысл

Современная культура и общество описаны ещё 50 лет назад

Жан Бодрийяр был постструктуралистом и постмодернистским философом, социологом, теоретиком культуры, фотографом и политическим комментатором. Он родился 27 июля 1929 года в городе Реймсе.

Сильное влияние на Бодрийяра, как мыслителя, оказали Марсель Мосс и Жорж Батай. Среди других были сюрреалисты, ситуационисты и такие авторы , как Ницше, Достоевский, Жан-Поль Сартр, Фрейд. Весомым стало влияние марксизма. Мысль Бодрийяра развивалась по трем критическим этапам, начиная с постмарксизма, проходя через социолингвистический и достигая технопрофессионального сдвига.

Философия Жана Бодрийяра опирается на концепции симуляции и гиперреальности, что указывает на нереалистичность современной культуры. В современном мире массовой коммуникации и потребления все наши чувства и эмоции имитируются неестественными средствами. Мы остаемся в неведении относительно реальности, поскольку не испытываем ее непосредственно, а скорее рассматриваем ее через призму и точку зрения другого человека. Для Бодрийяра реальность в современном мире - это не то, что можно воспроизвести, а то, что уже было воспроизведено. Это то, что он называл "гиперреальным", то есть все, что полностью имитируется.

В своих двух постмарксистских книгах "Система объектов" (1968) и "Общество потребления" (1970) Бодрийяр дает оценку психологии массового потребления в современном капиталистическом мире. В первой публикации он говорит, что потребителей соблазняют покупать вещи, делая их значимыми, а не полезными. Бессмысленные смыслы и метафизический порядок прилагаются к вещам, которые заставляют индивида совершать покупку, чтобы вписаться в толпу. Вторая книга соглашается с тем, что индивид становится потребителем в иллюзии, что он просто удовлетворяет свои так называемые потребности, которые на самом деле помогают в управлении производственной системой.

-2

В своей книге "В тени молчаливого большинства" (1983) Бодрийяр рассуждает о том, что современная эпоха вступила в фазу распада и коллапса. Он говорит, что старая классовая структура полностью исчезла, оставив после себя ничто, пустое пространство между массами, их прозрачную реальность. Массы больше не имеют собственного особого статуса. Обилие обследований и статистических упражнений сделало массы неспособными реагировать на реальное политическое представительство. Все религиозные, философские и политические идеологии были легко поглощены и нейтрализованы ими. Далее он говорит, что закон обобщил все до такой степени, что никакой конкретики не сохранилось. Закон, навязанный массам, - это совокупность заблуждений, налагающих сексуальные, политические и религиозные ярлыки на все и вся.

-3

В своем знаменитом травелоге "Америка" Бодрийяр дает новый метод познания культуры любого места. Он подчеркивает нереальность и поверхностность американской культуры. К такому выводу он пришел, быстро путешествуя по Штатам. Этим методом он стремился не увязнуть в "глубине" американского общества. Он сравнивает Америку с пустыней, где культурная пустота так велика, что реальное и нереальное сливаются в одно неразличимое недоумение. Он не стремится морально судить американское общество, а изучает его на культурном уровне.

Жан Бодрийяр скончался 6 марта 2007 года в Париже. Его утверждения в социологии и философии продолжают оказывать влияние на интеллектуалов, массы и современную культуру.