Да, и у мэтров бывают неудачи. В одной из статей, посвященной Юрию Николаевичу (ссылка будет в конце), я высказалась, что с высоты истории (через много лет) видно, что промахнулся балетмейстер только раз - с балетом "Ангара" (шестым своим авторским балетом из восьми). Выяснилось, что всемирная сеть не одарила этот недолговечный балет богатством информации, а спрос есть. Поэтому в этом материале приоткроется завеса: будет подробное либретто, немного критики и видео. Меня никогда не тянуло писать про балеты, которые я не могу увидеть, так как они не сохранились... но иногда можно.
Итак, премьера балета в 2 актах "Ангара" прошла 30 апреля 1976 в Большом театре. Выходные данные таковы: композитор А. Эшпай, сценарист Ю. Григорович и В. Соколов (по мотивам пьесы "Иркутская история" А. Арбузова), балетмейстер - естественно, Ю. Григорович, художник С. Вирсаладзе, дирижер A. Жюрайтис. В главных ролях: Валентина - Наталья Бессмертнова, Сергей - Владимир Васильев, Виктор - Михаил Лавровский. Балет прошел 48 раз до 9 июня 1984 г. В 1977 г. коллектив получил за балет Государственную премию СССР. В сезоне 1987/1988 балет ненадолго (4 показа) был возобновлен на сцене Кремлевского дворца съездов.
ЛИБРЕТТО
Действующие лица:
Молодые строители:
Валентина
Сергей
Виктор
Подруги Валентины
Друзья Сергея
Действие происходит в наши дни [1976 г.] на одной из великих строек Сибири.
Пролог.
Величественна и непокорна река Ангара. Подчинить Ангару воле человека пришли на ее берега молодые строители. Вместе с ними – Валентина, Сергей, Виктор.
Действие первое.
Картина первая. Свидание.
После трудового дня Валентина встречается с Виктором. Юноша ухаживает за ней со свойственной ему грубоватой беспечностью.
На вечеринке молодых строителей, где Виктор всегда неизменный партнер Валентины, она случайно встречается с Сергеем. Их неосознанно влечет друг к другу.
Вечеринка окончена, и Валентина уходит с Виктором. Свидание с ним тяготит девушку. Виктор слишком уверен в своей неотразимости и не принимает отношения с Валентиной всерьез.
Сергей страдает от неразделенной любви, вспыхнувшей в нем сразу же, как только он увидел Валентину.
Картина вторая. Признание.
Выходной день. Валентина ждет Виктора. Но он беззаботно ухаживает за девушками и, подхватив одну из них, убегает. Это видит Валентина. Она в растерянности остается одна.
Появляется Сергей. Он страстно признается Валентине в любви. Для девушки неожиданно его объяснение. Она не знает, что ответить Сергею, так внезапно вошедшему в ее жизнь.
Картина третья. Выбор.
Валентина мечтает о настоящей любви, представляет себя счастливой невестой, женой, матерью. Незаметно подкравшийся Виктор смеется над мечтами девушки. Валентина оскорблена.
Приходит Сергей. Его любовь к Валентине неизменна. Виктор недоволен появлением Сергея. Однако Валентина удерживает Сергея, и Виктор вынужден уйти.
В девушке пробуждается любовь. Она покорена преданностью Сергея, его чистым и открытым чувством.
Картина четвертая. Свадьба.
Весело и радостно играют свадьбу Валентины и Сергея. Неожиданно появляется Виктор. Только теперь он понял, как дорога ему Валентина. Отчаяние его беспредельно, но благородство берет верх над уязвленным самолюбием и ревностью. Виктор поздравляет молодых и покидает торжество.
Валентина и Сергей вдвоем. Они нашли друг друга, и мир им кажется прекрасным.
Действие второе.
Картина первая. Колыбельная.
Сергей с нетерпением ждет Валентину. Он стал отцом, и сегодня впервые увидит своего сына. Бережно принимает он из рук Валентины ребенка. Друзья разделяют их счастье.
Виктор не в силах забыть Валентину. Ведь он мог быть на месте Сергея. Но ему некого корить за утраченную любовь.
Картина вторая. Новоселье.
Праздничной суетой наполнен въезд в новый дом Валентины и Сергея. Их связывает теперь еще более глубокое чувство.
Вдруг раздается резкий звук сирены. Непокорная Ангара вышла из берегов. Сергей бросается на помощь друзьям. Валентина охвачена тревожными предчувствиями.
Картина третья. Гибель.
Смело сражаются молодые строители с разбушевавшейся стихией. Ангара не хочет уступать человеку. И все же строители подчиняют ее своей воле. В схватке со стихией гибнет Сергей.
Валентина ждет Сергея. Она не знает еще о его гибели. Появляются молодые строители с трагической вестью. Горе Валентины беспредельно. Вместе с гибелью Сергея словно оборвалась ее жизнь.
Картина четвертая. Одиночество.
Валентина живет лишь мыслями о погибшем любимом. И в воображении возникает Сергей. Будто ей сама река возвратила его, одарив кратким мгновением иллюзорного счастья.
Но Сергей исчезает, и Валентина вновь остается одна, просветленная мечтой о любимом.
Эпилог.
Жизнь продолжается. Ее движение неостановимо. Она вовлекает в свой круговорот Валентину. Рядом с ней друзья, всегда готовые прийти на помощь и поддержать в беде.
Ангара покорена строителями. И вместе с ними – вновь поверившая в жизнь Валентина.
О балете
В этом шестом своем балете мастер отважно взялся за современную тему и, как и балетмейстеры 1920-х - 30-х гг., подобно своему щелкунчику сломал об нее зубы. Тогда зубы ломались по разным причинам (иногда независящим от постановщиков), и у Григоровича была своя. Раз не видели спектакля, спросим у критики.
В целом критика к Григоровичу была лояльна. Выпал из обоймы лишь Вадим Гаевский. В 1981 г. он издал сборник эссе "Дивертисмент", где коснулся и "Ангары".
"Несчастное создание" окрасило балеты Григоровича в сумрачные тона, бросило тень на классические спектакли, которые он возобновлял. "Несчастное создание" омрачает даже балет, посвященный сибирской молодежи.
Кроме дуэта героев, больших удач в спектакле не видно. Но и не может быть: в "Ангаре" традиционализм Григоровича обращен не на исторический, но современный материал, "Ангара" Григоровича - бесплодный спор с веком. Балетмейстер хотел поставить молодежный балет, но без современных ритмов и современных танцевальных форм, иначе говоря, он показал танцплощадку без танца. Танцплощадка стала театральной площадкой для мелодрамы. Городскому ритмическому стилю Григорович противопоставил задушевно-сентиментальный и намеренно провинциальный стиль: обряды, провинциальные обычаи, хороводы. В балете всего чересчур, но движения - мало. Возможно, что Григорович не посещал танцплощадок в маленьких городах, но знал же он, как невыносимы в театре длинноты.
Становится примерно понятно, доходчиво описано.
Кстати, о дуэте. Камера оставила нам на память дуэт Валентины и "образа Сергея", вернувшегося из вод Ангары.
Мое личное впечатление можно охарактеризовать сдержанно. Покажи мне это как загадку, велев не смотреть на костюмы и фон, я бы не отличила ни от "Золотого века" (родится через 6 лет), ни от уже поставленного "Ивана Грозного". С "Иваном" сюжетное совпадение практически полное: дуэт с призраком погибшего. С "Золотым веком" даже и платье похоже. "Типичный Григорович" - это плохо или не очень?
Но видевшие балет и не видевшие - в разных положениях. Гаевский дуэт похвалил, но это на фоне всего остального. А может быть кто из читателей "Ангару" все-таки видел?