Дизайнеры Степан Бугаев и Екатерина Олейникова оформили новую квартиру шоумена Андрея Малахова, разместив в ней лучшие экземпляры из его коллекции современного искусства.
“Ты знаешь, бывает такое, что какие-то события начинают происходить в жизни чаще и чаще, — с ходу начинает рассказ Степан. — Вот я стал как-то очень часто пересекаться с Андреем Малаховым на разных аукционах, то у Кристины Краснянской, то у Алексея Морозова (хозяйка галереи “Эритаж” и московский художник. — Прим. ред.). А два года назад в Милане я решил посетить вечеринку Smeg и Dolce & Gabbana и увидел там Андрея. Я подошел, представился. Он оживился — на вечеринке было поначалу скучно.
У нас завязался разговор: я практически сразу же объявил, что имею профессиональный интерес, что хочу поработать с ним и готов взяться за его потенциальный интерьер, даже не зная, что вовремя пристал к нему с этой идеей и помещение имеется. Андрей послушал меня и заинтересовался. Сам мне перезвонил (что вообще мне казалось невозможным), и мы очень быстро начали сотрудничество. Первым делом Андрей показал мне свою коллекцию современного искусства. Очень много работ развешаны в его основной квартире на Остоженке, а оставшаяся часть туда просто не влезла. Я предложил ему в разработке проекта отталкиваться от искусства, сделать скандинавский дизайн, где ничто не будет отвлекать внимание от картин”.
Скандинавия оказалась прямым попаданием в детство Малахова. Телеведущий рассказывает: “Темы из детства откладывают какой-то отпечаток на вкусах, на том, что ты потом используешь в жизни. А учитывая, что я вырос на Севере, пусть даже и в советское время, влияние соседней Финляндии, куда мы все сдавали грибы и ягоды, и вещи, которые можно было получить за сдачу этих грибов и ягод, были финского производства. И те немногочисленные иностранные журналы, которые появлялись, они тоже были скандинавские, поэтому интерьер, над которым мы работали, отражает какие-то вспышки того, что было когда-то увидено мной в детстве”.
Концепцию квартиры Степан описывает как “дача в многоэтажке”, вид на лесной массив из окон действительно впечатляющий. Малахов не хотел загородный дом, ему нужно было место, куда можно вырваться из городской суеты, чтобы провести время одному, с семьей или друзьями, без забот о доме и участке.
Двухэтажная квартира представляла собой бетонную коробку. Единственной конструктивной задачей было определить, как сделать лестницу — от входа или на вход. В итоге решили, что ходить будет удобнее через дальнюю часть квартиры — Степан не любит, когда прихожая становится проходной зоной. Бугаев рассказывает: “Я сразу выделил дизайнера Катю Олейникову, которая работает в моем бюро “Точка дизайна”, она специалист по скандинавскому стилю.
Мы обговорили, что должно быть много серого, дерева. Решили, что важно показать воздушность пространства, и не стали нарезать двухсотметровую квартиру на комнатушки. Из обязательных условий была большая гардеробная и место для того, чтобы разместить очень много искусства, книг и статуэток. Плюс Андрей любит принимать гостей, возможно, здесь будут проходить вечеринки”.
Почти все стены в квартире белые и темно-серые, а центральное место в гостиной занимает угол с черной фреской художника Валерия Чтака. Степан узнал, что у Андрея в коллекции есть его работы, и подумал, что в этой квартире нужна цитата из “Пусть говорят”. Валерий, в свою очередь, придумал, что там будут телевизоры и силуэты. Как говорит Степан, Андрею очень понравилась эта фреска, она дает стенам то уважение, какое не могут дать картины, которые можно снять и увезти.
Малахов размышляет: “Эта история еще про то, что весь дизайн квартиры не надо выдумывать, он дает поле для фантазии. За исключением той стены, которую мы отдали Чтаку, — это такой оммаж современным тенденциям и тому, что, как мы понимаем, художники, которые были в стрит-арте, сейчас с каждым годом прибавляют вес и узнаваемость”.
Гостиная — любимое место телеведущего в этой квартире. Здесь он принимает гостей за ужином, все садятся за большой стол, едят, разговаривают и пытаются отгадать слова. Например, “сюрприз, известный заранее”, “вовремя спрятанный предмет”, “пыль в недоступных местах”, “чистая, но непрозрачная вода”. Это не записки сумасшедшего, а вопросы из кроссворда художника Антона Ольшванга, который состоит из слов, которых не существует. Ответ на вопрос, почему же здесь кроссворд, найти поможет трогательное воспоминание из детства Андрея: “Я очень любил поездки к бабушке с дедушкой на Белое море, они выписывали журнал “Крокодил”, где всегда был кроссворд, и любимым моим времяпрепровождением было его разгадывание.
В детстве ты не можешь угадать много слов, и вот в одном номере есть кроссворд, а в следующем номере есть на него ответы, учитывая, что ты приезжаешь раз в месяц, там уже четыре журнала, и ты можешь подсмотреть ответы и заполнить. Кроссворд Ольшванга отсылает тебя в детство, в те минуты, когда ты не знаешь ответов”. В целом, искусство и арт-объекты на первом этаже квартиры носят развлекательный характер. В прихожей стоит зеркало, которое было частью декораций на передаче “Пусть говорят” (всего их несколько, одно забрала Ольга Свиблова в коллекцию МАММ, другое — Василий Церетели в ММОМА), а на новоселье друг Андрея Витторио Бертаццони подарил ему машину-холодильник Smeg.
Малахову нравится, что квартира может быть очень разной в зависимости от того, какие картины он в ней выставит, яркие или более спокойные и сдержанные. Он говорит: “Я сторонник того, что квартира живет и насыщается какими-то вещами с течением времени, сегодня ты принес одно, завтра другое. Как и любой дом или квартиру, ее нужно любить, всегда с пространством должен быть энергетический контакт, это очень важно для того, чтобы там было уютно. За каждой картиной какая-то история, какой-то вечер, какая-то встреча. Я собираю искусство на эмоциональном уровне, в моей коллекции есть и молодые художники, и именитые: Дэмиен Херст, Энди Уорхол, Такаси Мураками, скульптуры Эрвина Вурма и Айдан Салаховой. С ним та же история, что и с напитками: в четырнадцать лет ты любишь одни напитки, в двадцать другие, в тридцать следующие, а в сорок и пятьдесят ты пьешь что-то другое, что ты не пил, когда тебе было пятнадцать. Многие люди боятся коллекционировать – на самом деле они боятся ошибиться. С известными именами все понятно. Почему Айвазовский, Шишкин или Васнецов? Люди с детства видели это в учебниках и поняли, что это плохо быть не может. А про молодых и современных ничего не известно. Я же люблю находить новое”.
Дизайнер остался очень доволен результатом сотрудничества: “Мне кажется, Андрей рад, что его многочисленная коллекция наконец нашла пристанище, и во многом он эту квартиру рассматривает с позиции своей личной галереи, пробы пера себя как галериста. Он будет туда звать гостей, показывать экспозицию, менять ее”. Этот проект очень интересный с той точки зрения, что человек не испугался примерить новый образ: не привычный всем Андрей Малахов в костюме Tom Ford в классическом интерьере, а в джинсах и кроссовках New Balance в минималистичном.
Об этом очень правильно написал в своем телеграм-канале Степан Бугаев: “Я счастлив. Это была высокая цель. Мало того что не испугался и подошел тогда. Классно, что довели все до конца. Спокойно, без надрыва. Мы молодцы. Я молодец! Не боимся, ребята, — многое теряем!”
Фото: Сергей Красюк; стилист Наталья Онуфрейчук