В августе 1893 года Гоген покинул Таити и вернулся во Францию. В Марсель он прибыл совсем на мели. В ноябре Гоген устроил в Галерее Дюрана-Рюэля выставку-продажу своих полотен, в основном, с таитянскими сюжетами. Это была полнейшая катастрофа: художник, вопреки своим ожиданиям, не получил ни признания, ни денег. В середине весны 1894 года он снова отправляется в Бретань, и в это время он создает картину «Бретонская деревня в снегу».
Это полотно было обнаружено на мольберте в мастерской художника в Папете после его смерти. На нем не было ни даты, ни подписи, и предполагается, что Гоген заканчивал работу над картиной уже на Таити.
В работе «Бретонская деревня в снегу» чувствуется влияние импрессионистов, но в отличие от них, Гоген фактически лишил эту заснеженную деревушку жизни. Отсутствие каких бы то ни было живых существ в сочетании с тяжелыми контурами домов, скрытых под толстым слоем снега, вызывает ощущение отчаянной покинутости и бесконечной бесплодной зимы.
Забавную историю об этой картине рассказывает писатель Анри Перрюшо в книге "Жизнь Гогена". Гоген умер в мае 1903-го, а 2 сентября проходила распродажа имущества и произведений, в окружении которых его застала смерть. Судовой врач Виктор Сегалан купил за восемьдесят пять франков семь картин Гогена, среди них автопортрет "У Голгофы" и "Бретонскую деревню под снегом", которую оценщик демонстрировал вверх ногами, а потому дал ей неожиданное название - "Ниагарский водопад".
Оригинал статьи размещен по адресу artchive.ru