Российский рынок 3PL является активно развивающимся сегментом рынка транспортно-логистических услуг. При этом большинство компаний-производителей в России по-прежнему предпочитают транспортировать свою продукцию собственными силами. Эксперты FESCO BLog разбираются в особенностях 3PL.
Что такое 3PL?
3PL – это комплексные логистические услуги, которые выходят за рамки обычной перевозки. 3PL-оператор – это третья сторона, участвующая в логистическом процессе помимо перевозчика и грузовладельца.
Принципиальная разница между прямым перевозчиком и 3PL-оператором состоит в подходах к работе с клиентом. В отличие от прямых перевозчиков, которые выстраивают классификацию по направлению перевозки: импорт, экспорт, транзит, у 3PL-провайдера классификация идет в соответствии с сегментами бизнеса и товарами, которые он производит. Это очень схоже с категорийным менеджментом в ритейле, при котором работа выстраивается на основе того, что нужно конкретному клиенту.
Услуги, которые передаются 3PL-операторам, разнообразны и зависят от вида бизнеса грузовладельца. Но как правило, клиенты в рамках каждой отрасли и каждого вида бизнеса пользуются схожими наборами услуг.
Из подобного набора операций складывается логистическое решение, которое затем реализуется 3PL-провайдером.
Старый друг лучше новых двух
При этом несмотря на разнообразие логистических услуг, которые передаются на аутсорсинг 3PL-операторам, принципиально новых услуг за последние 5 лет не появилось. Формат тех, что уже существовали, претерпел изменения, часть из них подешевели и стали более доступными, но в целом же набор услуг остался прежним, потому что нет концептуальных изменений в логистике: это все так же физическое перемещение товара из пункта «А» в пункт «Б», которое по-прежнему требует оформления соответствующей документации.
Финансовые инструменты тоже практически не изменились: есть лизинг, кредиты, аккредитивы, но к ним добавилось много дополнительных опций, которые являются драйверами продаж. Эти продукты стали более многоуровневыми и приобрели удобные пользовательские интерфейсы в связи с развитием IT-инфраструктуры.
Эффективность 3PL
В России большая часть предпринимателей считают расходы на транспортировку произведенной продукции одним из основных источником затрат. В этом контексте взаимодействие с 3PL-провайдером может рассматриваться как оптимизация издержек.
«Мировой опыт показывает, что вынос функций на аутсорсинг с компетентным провайдером приводит к экономии средств предприятия на логистику на 10-15%», - отмечает директор по 3PL Транспортной группы FESCO Александр Пьянков.
Помимо этого, комплексные логистические услуги 3PL часто не только приносят экономическую выгоду, но и становятся неотъемлемой частью бизнес-процесса клиента, так как без них клиент не сможет осуществлять свою деятельность.
Причины и следствие
Несмотря на экономическую выгоду от передачи логистических процессов 3PL-провайдерам, 80% компаний-производителей в России всё-таки предпочитают транспортировать продукцию собственными силами. В первую очередь это объясняется товарной структурой их производства и грузовыми потоками.
Любое государство имеет свою особую структуру ВВП. От того, что производит государство, на каком уровне находится промышленность и торговля, зависит сфера услуг и в частности доля аутсорсинга в сфере логистики.
Высокая доля сырьевых товаров в российской экономике изначально закладывает низкий процент потребителей, обладающих спросом на услуги 3PL.
Стабильное развитие
Однако даже в российской экономике, в которой преобладает сырьевой экспорт, рынок 3PL-услуг постоянно растет. В 2018 году объем рынка составил 220,4 млрд руб., показав за 10 лет трехкратный рост, что в 1,5 раза превосходит рост рынка ТЛУ в целом.
Прежде всего драйверами рынка являются интернет-торговля, компании, производящие продукты с высокой добавленной стоимостью, а также компании, использующие интермодальные перевозки.
Источник: fesco.ru