Так повелось, что в новогодние дни чуда ждут все. И дети, и взрослые, и даже, представьте, пенсионеры. Последние ждали с особым чувством, рассчитывая на гарантированную новой Конституцией всеобщую и справедливую индексацию пенсий. Увы, работающих опять обломали. Да и не только их…
ФЭЙСОМ ОБ ТЭЙБЛ
Январскую пенсию мне перечислили аккурат к празднику. БЕЗ ИНДЕКСАЦИИ. Хотя уже третий год, как я не работаю и никаких доходов помимо пенсии не имела. Хорош подарочек на Новый год, не правда ли? Первые дни я ещё надеялась, что это недоразумение, что вот-вот положенную надбавку дошлют… Не дослали. Дождавшись, когда чиновники после зимних каникул вернутся в свои конторы, я отправилась разбираться в Пенсионный фонд.
Попарившись в очереди (в роскошном здании, отстроенном в Раменском специально для сотрудников ПФ, почему-то отсутствует даже гардероб для посетителей), я наконец оказалась у заветного окошка. Специалист-эксперт ПФ сообщила, что в минувшем году меня перевели в категорию «работающих пенсионеров», а посему индексация мне не положена.
- Кто же мой «работодатель»?
- Блогерская платформа Яндекс Дзен.
- И сколько же я «заработала»?
- А это не важно. Главное, что вы там числитесь.
Вот так: «не важно». Предложение связаться с налоговой службой (на предмет проверки наличия у меня каких-либо сторонних доходов) почему-то повергло специалиста-эксперта в негодование. «Мы вам ничего не должны!» - ответила она категорично.
Вот так: «не должны». Ну, разумеется, гражданин сам должен доказывать государству, что он не верблюд. И не факт, что докажет.
Пришлось обратиться за консультациями к блюстителям законности. К моему удивлению, мнения юристов разделились. Одни считают, что мне стоит побороться за свои права – пусть Пенсионный фонд сам подводит законодательную базу под решение о лишении меня индексации. Другие (большинство) встали на сторону ПФ: неважно, что я ничего не получаю, «числюсь» - значит всё. Типа как в анекдоте: «умерла так умерла». Причем никто из юристов не дал мне никаких ссылок на соответствующее законодательство. Из чего можно сделать вывод, что такового попросту не существует.
Вот чудо, так уж чудо! Многое пришлось пережить в нашем бюрократическом государстве, но чтобы вот так, буквально на пустом месте, лишили законных выплат…
ЛИШНИЕ ЛЮДИ
Я отношусь к тому огромному большинству российских пенсионеров, которые, отпахав на государство 40 лет и не заслужив почётных званий, в итоге оказались «у разбитого корыта» - пенсия ниже средней и никаких надбавок. И хотелось бы подзаработать, но увы… С прежней работы кого сократили, кого «ушли», у кого вообще предприятие развалилось. Другую работу не найти: где как, а у нас в Раменском даже 50-летнему трудно хоть куда-то устроиться, куда уж там пожилым. Работодателей не интересуют образование, опыт, профессионализм… Возраст — как клеймо. В лучшем случае найдётся место вахтёра или уборщицы с минимальной зарплатой. И люди идут на такую работу – не потому, что им хочется, а от крайней нужды.
Помимо сопутствующих унижений, работающий пенсионер обложен целым рядом повинностей. Во-первых, с него берут подоходный налог. Независимо от размера зарплаты, даже если она составляет минимальные 12 тысяч. Во-вторых, работающим не индексируют пенсии. Это, конечно, очень обидно для низкооплачиваемых пенсионеров, коих большинство (о меньшинстве здесь речь вообще не идёт).
Но ничего не поделаешь: приходится с этим жить. Правда на нашей стороне, деньги – на другой.
БЛАЖЕН КТО ВЕРУЕТ
Тренд нашего времени – работа в интернете. От рекламных посулов прямо экран лопается. Жаль только, что далеко не каждый пенсионер может позволить себе такую роскошь, как компьютер. Если жив ещё старый ноутбук, можно попробовать… Я вот попробовала – себе в убыток.
На исходе мая 2020-го, в самый разгар первой волной коронавируса и связанных с ним «ограничений», я решила завести собственный канал на блогерской платформе Яндекс Дзен. С высокой целью: «для мыслящих читателей». В какой-то мере «Перевал» стал путём реализации моей (принудительно заторможенной) общественной активности. Насчёт возможности заработать я особо не обольщалась. Расширить читательскую аудиторию – вот это было главной целью.
Вначале дело пошло резво: десятки тысяч прочтений, множество откликов… Через месяц администрация Дзена предложила мне монетизировать канал, и я с радостью согласилась. Даже переход в категорию «работающих пенсионеров» не пугал: во-первых, предполагалось, что я буду реально зарабатывать, а во-вторых, монетизация канала совпала по времени с принятием поправок в Конституцию, одна из которых как бы гарантировала поголовную индексацию пенсий.
УТРАЧЕННЫЕ ИЛЛЮЗИИ
Может, кто-то всерьёз считает, будто блогеры зарабатывают миллионы? Или вообще – зарабатывают? Бог с вами, господа. Если вы услышали какую-то сказку про бабушку-блогера, огребающую в интернете, скорее всего это бабушка какого-нибудь администратора. У обычных авторов всё гораздо скромнее.
К сожалению, после монетизации канала удача повернулась ко мне задом. Или просто публикации почему-то перестали достигать целевой аудитории... Некоторые из моих статей вообще не выпустили за пределы канала, ограничив читательскую аудиторию кругом подписчиков. К администрации Дзена у меня претензий, в общем-то, нет: понимаю, что любая блогерская платформа живёт за счёт рекламодателей, а кто же станет предлагать рекламу мыслящим читателям?
Как бы там ни было, но за полгода на счётчике канала появилось всего 318 рублей. То есть мой «заработок» составил порядка 50 рублей в месяц. Бешеные деньги! Один литр бензина. Но главная фишка в том, что и эти несчастные три сотни рублей существуют только на экране. Я даже теоретически не представляю, как можно обратить их в реальные деньги! Полагаю, что чиновники этого тоже не представляют. Однако это не помешало им меня наказать.
Честно говоря, про угрозу санкций в отношении работающих пенсионеров я вообще забыла. Я писала статьи и радовалась, что люди их читают. Если удавалось кому-то помочь - радовалась вдвойне. Вот это было по-настоящему. А всё остальное – классы, баллы, счётчик, деньги - это лишь компьютерная игра, иллюзия в виртуальном мире.
Суровой реальностью стало то, что меня лишили пенсионной индексации. За что? По сути – за бесплатную работу. Что-что, а служба исполнения наказаний в нашем государстве работает безотказно. Ели уж тебя назначили «виноватым» - не отвертишься, изопьёшь полную чашу унижений.
ЗАКОН – ЧТО ДЫШЛО
Обычно, когда мы говорим о человеке - «работающий», подразумеваем – «зарабатывающий». Любой здравомыслящий человек именно это и имеет в виду. Вот даже глава Минфина, считающий несправедливым проводить индексацию работающим пенсионерам, выразился так: «Пенсию выплачивают взамен утраченного заработка, а если пенсионер работает - заработок не утрачен». Ну, а если заработка вообще нет – как же тогда, господин Силуанов? Человек «работающий» как-то ассоциируется с понятием «доход». Но если доход равен нулю – какой же он работающий?!
Казалось бы, и критерий определён государством для человека «зарабатывающего» - пресловутый МРОТ. Если человек официально устраивается на работу, ему должны платить не меньше МРОТ в месяц. В ином случае к работодателю должны иметь место вопросы со стороны соответствующих органов: прокуратуры, налоговой службы и т.п. Правильно? Или я чего-то не понимаю?
Я по жизни – человек законопослушный. Даже если законы оставляют желать много лучшего. Поверьте, я бы не стала «возникать», если б мой реальный заработок на блогерской платформе составил величину МРОТ. Или хотя бы половину МРОТ. Или даже десятую часть от МРОТ. Но я не получила НИЧЕГО! Ничего – от слова совсем. НИ КОПЕЙКИ. И вот это, уж извините, - вопрос принципа. С какой-такой стати мне дарить свою законную индексацию чиновникам Пенсионного фонда?!
Я никоим образом не подхожу под определение «работающего пенсионера». Ни по факту, ни юридически. Я не являюсь сотрудницей Дзена, а блогерская платформа – моим «работодателем». Нас связывает не трудовой договор, а гражданско-правовое соглашение. Чисто виртуальное соглашение (и бумажкой-то его не назовёшь!), не предусматривающее взаимных обязательств сторон.
Тем не менее чиновники Пенсионного фонда всерьёз рассматривают наши отношения с Дзеном как «трудовые» (судя по санкциям). Наше замечательное государство тем и отличается от всех других, что в нём любой закон (вплоть до Основного) можно повернуть в выгодную для власти сторону. А уж ущучить пенсионера – вообще святое дело.
НУЛЕВОЙ ВАРИАНТ
Ну почему в нашем государстве любое дело наказуемо? Почему человеку зачастую выгодней сидеть сложа руки, чем пытаться как-то себя проявить?
Очевидно же, что меня наказали не по делу. Наказали за одну попытку подзаработать. Даже не за попытку – за помысел. Возможность монетизации канала давала пусть мизерную (на уровне спортивного интереса), но всё ж мотивацию к деятельности. Давала эфемерную перспективу: а вдруг я отыщу «свою тему», которая привлечёт множество читателей, вдруг когда-нибудь начну зарабатывать…
Если у человека отнимают мечту – это всегда обидно. Чёрт с ней, с индексацией, пусть Пенсионный фонд подавится моими копейками. Но надолго ли у меня отбили желание писать статьи? – вот в чём вопрос. Стукнуть по рукам и по мозгам человека, который пытается что-то сделать, что-то сотворить, - это у нас умеют.
Полагаю, что мой случай – далеко не частный. И не думаю, что это является мелкой местью государства лично мне «за нелояльность». Чиновники вообще не читают мои статьи. Всё гораздо банальней. В этой ситуации, как в капле, отразился абсурд государственной системы: и чуднОе недоделанное законодательство, и махровый формализм, и несогласованность бюрократических структур, и отношение к пенсионерам…
Пенсионный фонд – главная ударная сила государства в борьбе со старшим поколением. Лишение индексаций «на пустом месте» - из той же абсурдной серии чиновничьих деяний, что и блокировка социальных карт. В автобусе ездить как бы можно, но за деньги. Писать в интернете как бы можно, но придётся расплачиваться индексацией… Обидеть, унизить, лишить возможностей, психологически подавить, вогнать в депрессию, отбить волю к жизни – вот государственная политика в отношении к пенсионерам. О нравственности говорить бесполезно, её давно втоптали в грязь.
Да и не только в пенсионерах тут дело. Лично я усматриваю в сложившейся ситуации, в которую меня угораздило вляпаться, горькие плоды начавшейся глобальной «цифровизации». Которая выворачивает общество «наизнанку», делает его обезличенным и заформализованным. Отовсюду уходит суть, остаётся только форма. Для наших чиновников уже сейчас инструкция – всё, живой человек – ничто. То ли ещё будет? В «цифровизированном» государстве виртуальные нелепости могут запросто обернуться реальными репрессиями. Ибо такого понятия, как презумпция невиновности, здесь вообще не предполагается, не говоря уж о правде и справедливости.
ТРУДНЕЕ БЫЛИ ВРЕМЕНА…
С тех пор, как я впервые вступила на журналистскую стезю (а прошло уже более 30 лет), мне не раз пытались заткнуть рот. Правда, более примитивными способами. Сейчас друзья спрашивают: буду ли я бороться с чиновниками за восстановление справедливости? Отвечаю: БУДУ. Продолжу ли работать на Дзене? НЕ ЗНАЮ. Я успела полюбить свой «Перевал», мне было бы жалко с ним расстаться. Он остаётся для меня средством самовыражения, творческого проявления, поиска единомышленников, общения с интересными людьми, дополнительной степенью свободы.
Может, даст бог, ещё что-то переменится... Чему бы грабли ни учили, а сердце верит в чудеса. Вот уже сообщили, что Президент «поручил правительству проработать вопрос индексации пенсий работающим пенсионерам». Тех самых пенсий, которые не индексируются уже несколько лет: правительство экономит деньги (на ком же ещё экономить, как не на пенсионерах?). Надежда, правда, хилая: Гарант поручил не проиндексировать пенсии в соответствии с Конституцией, а только «проработать вопрос». Сколько уже копий сломано вокруг этого вопроса! Хотя решение лежит на поверхности: нужно проиндексировать пенсии тем работающим пенсионерам, у которых маленькая зарплата. Но, видимо, именно нищих в России слишком много, бюджета не напасёшься…
Поживём – увидим.
Татьяна Гамалеева
ПЕРЕВАЛ
январь 2021