В прошлой нашей статье мы начали разговор об особой архитектурной фасадной керамике, имя которой пирогранит. Технология производства такова (прессование под давлением около 500 кг/см², однократный обжиг при температуре 1200-1300°С), что на выходе получается, фактически, камень, по техническим и эксплуатационным характеристикам. Для использования его в качестве фасадного облицовочного материала особенно важны такие свойства, как морозоустойчивость и влагонепроницаемость.
Именно эти качества у данного вида керамики просто фантастические: влагопоглощаемость – менее 0,01-0,5%, морозостойкость – более 150 полных циклов.
Поэтому ни сезонные перепады температур, ни снегопады, ни кислотные дожди этой керамике не страшны в принципе.
История вторая
Приблизительно в то же время, что и в Европе, но уже в Российской глубинке – в Боровичах Новгородской губернии началось интенсивное строительство заводов по производству огнеупорного кирпича и керамики (чему в большой степени способствовали залежи уникальных огнеупорных глин).
Собственно, мощный толчок развития получила вся страна, после отмены крепостного права 19 февраля 1861г.
Как грибы после дождя росли мелкие и средние предприятия, строились сталеплавильные, машиностроительные заводы, прокладывались железные дороги. Промышленная керамика была нужна везде, тем более, что российские огнеупоры оказались по качеству лучше и дешевле дорогих «аглицких».
В 1861 г. князь Михаил Голицын открыл завод огнеупоров в Боровичах, который вначале назвали «Терракота». Так бы и функционировал завод «Терракота», наращивая производство и обеспечивая растущие запросы промышленности, если бы не один беспокойный мастер, работавший у М. Голицина. Звали его Веселов Матвей. В свободное от работы время изучал сорта местных глин, смешивал различные образцы, что-то колдовал с гидравлическим прессом, получал какие-то кирпичики и плитки, обжигал их в своем «…отдельном домичке с горном». В помощниках у него был глухонемой рабочий, единственный, кто знал о его опытах.
В один прекрасный день Веселов предъявил заводскому управлению кирпичи и плитки темно коричневого цвета, покрытые непрозрачной глазурью. Когда плитки подвергли испытаниям, оказалось, что они обладают потрясающими техническими характеристиками по твердости, водонепроницаемости, морозостойкости.
Плитки назвали «огненный гранит» или пирогранит, и запустили в производство, как уникальный облицовочный материал, а завод переименовали с «Терракоты» в «Пирогранит».
Изделия завода, со слов современных исследователей «…соответствовали по своим характеристикам определению клинкера – искусственного камня, полученного из глины путем ее обжига до полного спекания массы, однако без остеклования поверхности».
Эти пирогранитные плитки и были представлены в 1889 г. в Париже на Всемирной выставке, куда их доставили управляющий заводом Василий Голицын (брат Михаила Голицына) и сам изобретатель Матвей Веселов.
С выставки они привезли Большую серебряную медаль и Диплом за высокое качество изделий. На родине завод получил право изготовить облицовку для колокольни храма Спаса-на-Крови. На плитках изображены гербы российских губерний, уездов и городов. Герб Боровичей также удостоился чести быть расположенным в этом «иконостасе».
Вскоре завод получил большой заказ от англичан на производство нескольких миллионов штук фасадных пирогранитных плит. Владелец завода, князь Голицын, очень вдохновился такой перспективой и даже велел изготовить сувенирную плитку с собственным клеймом и надписью «В память о первом заказе» (ее можно увидеть в музее г. Боровичи). На такую мелочь, как прописанное в контракте требование заказчиков одноцветности изделий, князь внимания не обратил. Но приказал Веселову, чтобы тот раскрыл состав и тонкости технологии пирогранита. Матвей Веселов оказался не лыком шит, и, по всей видимости, запросил приличную цену за свое изобретение. В результате, вышла крупная размолвка между владельцем завода и мастером-новатором.
Вспыльчивый и недальновидный князь одним махом уволил Веселова (сказался опыт крепостника), надеясь, что сам может справиться с задачей. Однако, этого не произошло. Заказ англичан остался невыполненным, и М. Голицын разорился на этом многообещающем деле, а Матвей Веселов вскоре в безвестности умер.
Впоследствии, завод переходил от одного владельца к другому – и это уже другая тема. Но воспроизвести пирогранит Веселова так никому и не удалось. Это пытались сделать и в советское время, когда возникла необходимость в облицовочном материале для метростроя. Но тщетно.
Вот такие две разные истории о пирограните и его изобретателях.
___________________________________________________________
Подписывайтесь на наш Дзен-канал о мире керамики!
Источник: Мастерская керамики "Русская Майолика"
Специализация - изразцы, изразцовые печи и камины, фасадная керамика
Телефон: +7 (495) 997-04-14