Много разговоров было по поводу внесения в августе 2020 года в закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» изменений, которые позволяют родителям узнавать информацию о состоянии детей-подростков вплоть до их совершеннолетия.
Как было раньше
С 15 лет подросток самостоятельно принимает решение относительно медицинского вмешательства, а не его родители. До августа 2020 года подросток мог сохранить в тайне обращение к врачу. Информация о его здоровье могла стать известна родителям только с его письменного согласия. Таким образом, закон был полностью на стороне подростка.
Как-то раз ко мне обратилась мама 15-летнего подростка. Она была антипрививочницей, и запрещала ставить своему сыну прививки. Но как только сыну исполнилось 15 лет, он сделал в школе прививку от гриппа. Его мама была в шоке. Она даже не поняла в чём дело – обвиняла школу. После того, как выяснила в чём дело, то стала узнавать, что можно сделать в таком случае.
Ничего здесь мама сделать не может…
Но я не могу сказать, что такая ситуация является нормальной и защищает права подростка. Мама убеждена, что прививка может нанести вред организму её сына. Заболеет сын – мама насчёт его пилить, что он виноват (т.е. самому же подростку такое решение может выйти боком, пока он зависит от родителей). Да и мама оказывается в странной ситуации: вроде она ответственность за сына столько лет несла, воспитывала его как считает нужным, а тут решение принимает ребёнок, а потом не лечить (если вдруг что случится) она права не имеет. Решение принимает один – а ответственность несёт другой. Так не должно быть.
Именно из-за того, что в обязанность родителей входит забота о физическом и психологическом здоровье ребёнка вплоть до его совершеннолетия, родители несут ответственность за возможное ухудшения его состояния, и потребовались изменения в законодательстве.
Как стало
Теперь родители подростка в возрасте от 15 до 18 лет могут получить у врача информацию о состоянии здоровья своего ребёнка. Согласие ребёнка никто спрашивать не будет.
Да, наверное, это не совсем не то, что хотели бы родители. Влиять на ребёнка они всё равно смогут только косвенно. Хочет ребёнок делать прививки – он и дальше будет их делать. Только раньше об этом родители могли бы не узнать, а теперь узнать смогут. А значит, возможно, принять какие-то меры, чтобы повлиять на решение ребёнка.
Так что глобально, никакие права подростков не нарушались, как преподносили сами подростки. Если у ребёнка есть желание всё-таки сохранять информацию о своём здоровье в тайне от родителей, то никто не отменял эмансипацию.
Хочешь принимать решения самостоятельно, значит придётся нести за них ответственность (то, что мама будет пилить и ругать за сделанную прививку – это тоже своего рода ответственность). По-другому не бывает. Так что в данном случае, законодатели просто технически пытались привести в относительное соответствие уже существующие нормы права. Но не до конца.
Как в случае с мамой-антипрививочницей. Пусть её сын в своём поступке будет 1000 раз прав. Своим поступком мать он не переубедит. Одно дело, когда он живёт своей жизнью, на свои деньги покупает лекарства и делать по прививке за день. И совсем другое, когда он полностью (и материально, и эмоционально) зависит от матери, и за его здоровье и жизнь отвечает она.