Зима — хорошее время для того, чтобы поговорить о жанре ужасов. Ведь оно пронизано чувством опасности, беззащитности перед природными силами и суеверием. Даже главный в нашей стране праздник, Новый Год, все еще овеян жуткими домыслами и фантазиями о кровавых ритуалах, жестоком Старце Севера и трупе девственницы как прообразе современной Снегурочки. Колядки, святки, гадания — все эти языческие обычаи тоже овеяны магическими формулами и загадками, пусть сейчас их и можно представить лишь в качестве игры и реконструкции.
Традиционно фильмы ужасов в российском кинематографе считаются слабым местом: отставание от мировых тенденций, неумелая эксплуатация технических эффектов и вяло прописанные сюжеты уже долгое время выглядят их визитной карточкой. Но здесь речь пойдет не о них, а о действительно страшных и неординарных картинах, не все из которых прошли испытание временем, но для своей эпохи уж точно выглядят достойно.
И такой список никак не может быть полным без фильма «Господин оформитель», хоть он и снят в 1988 году и фактически еще относится к советскому, а не российскому кинематографу. Это несомненно новаторское, экспериментальное произведение, выходящее за рамки обычной кинокартины, - скорее оно выглядит как живописное полотно, написанное в тонком, элегантном стиле и пронизанное меланхолией, тревогой, напряжением переломного момента. В сюжете действие происходит в мрачном Петербурге за несколько лет до страшных революционных событий, а сам фильм тоже вышел на пересечении эпох, которое оказалось отнюдь не безболезненным.
Этот фильм был режиссерским дебютом Олега Тепцова, который позже снял лишь одну художественную картину - «Посвященный» 1989 года. Для исполнителя главной роли, Виктора Авилова, это также был первый опыт в большом кино, хотя на театральных подмостках он уже успел завоевать признание. В основе сюжета — рассказ Александра Грина «Серый автомобиль», загадочное произведение, категорически непохожее на прославившие его «Алые паруса».
Третьей знаковой фигурой этого фильма, кроме режиссера и главного актера, безусловно является композитор Сергей Курехин — музыкальное сопровождение вписывается в сюжет с какой-то магической гармонией, донося эмоциональные переливы даже до сердца самого невнимательного зрителя.
Фильм повествует о странном и гениальном художнике Платоне, который стремится не копировать окружающий мир, а совершенствовать его, и со временем эта цель играет с ним злую шутку. Сюжет закручивается вокруг его чувства к девушке Анне, с которой он когда-то вылепил прекрасный манекен, и к богатой замужней даме Марии, похожей на Анну как две капли воды. Со временем, приблизившись к этой семье, Платон подозревает, что Мария не человек, а его ожившее произведение. Истина так и остается под завесой, главное в том, что Платон, как творец-фанатик, любил (или был одержим) не саму женщину, а концентрат красоты, тонкости и внутреннего надлома, которые в указанное время правили высокой культурой.
Весь сюжет и визуальный ряд, проникнутый зловещим, холодным эстетизмом, а также образ главного героя соответствуют эпохе декадентства. Яркие черты этого творческого направления — упадническое настроение, эгоцентризм, отказ от морали и догм, недовольство существующим миром и стремление к чему-то более глубокому и сложному. А больше всего к его душевному настрою подходит определение «болезненность». Ее печать видна и на главном герое, и на таинственной незнакомке Анне-Марии (Анна Демьяненко), и на ее состоятельном и властном супруге Грильо в исполнении Михаила Козакова. В таком же духе изображены и замысловатые интерьеры с вычурной мебелью, разноцветными гобеленами и витражами, эскизы Платона, воплощающие нечто хранящееся в потемках сознания. Изящество и красота работ главного героя опровергает мнение о прикладном творчестве как о чем-то низкопробном и мещанском. Уместно вплетены в сюжет такие вещи, как пристрастие к морфию, азартные игры с высокими ставками.
Из актеров следует также отметить Ивана Краско, за которым не значится особенно ярких ролей в кино, однако в эпизодах он всегда умел проявить свою индивидуальность на общем фоне. Жаль, что на закате карьеры он целиком перешел на формат скандальных ТВ-шоу. В «Господине оформителе» он играет прагматичного и проницательного слугу, который производит впечатление куда более знающего жизнь, чем молодые философы и искатели тайн мироздания.
И отдельный момент — это, конечно, уже упомянутая музыка Курехина, особенно в том эпизоде, когда Платон старается раскрыть тайну происхождения Марии. Ироничный, бодрый рокерский ритм неожиданно гармонирует с мистической составляющей и, вероятно, намекает на то, что разгадка самых глубоких вселенских вопросов может оказаться простой, земной и циничной.
По прошествии многих лет можно с уверенностью сказать, что «Господин оформитель» - прекрасный образец отечественного кино, не только в жанре мистики и ужаса, но и в высоком искусстве вообще. Так что отчасти его главный герой все же добился своего — запомнился как яркий, неординарный и безумный мастер, пусть и вымышленный.