Сократ и его диалоги
Во время общения с людьми мы часто сталкиваемся со сложными ситуациями и найти взаимопонимание является проблемой, то может помочь метод, который использовался древнегреческим философом Сократом в его беседах со своими учениками. Метод так и называется — сократический диалог.
Данный метод является примером интерактивных методов, и в то же время это – диалогическая философская практика. Он интересен тем, что представляет собой лабораторно чистый образец именно компетентностного подхода. Его социализирующая функция возникает в ходе реализации его принципов в конкретной образовательной практике. Вот те, из них, которые прямо направлены на цель социализации личности без ригористического давления, характерного для авторитарной педагогики:
– слушать другого, отводя ему место в социальном пространстве - уважать другого, понимая его, интересуясь его мышлением;
– проявлять себя и включаться в группу: испытать себя с помощью другого
– отвлечься от себя, чтобы пойти навстречу к другому,
– мыслить вместе с другими, а не соперничать с ними
– сталкиваться с бытием другого
Диалогический сократический метод направлен на развитие, с одной стороны, формально-логического мышления, а с другой “ спонтанно-креативных возможностей сознания. Это сочетание позволяет выстроить упражнения по социализации без использования чисто психологических приемов работы с сознанием человека. В данном случае активизируется рационально-критический модус мышления. Все сугубо психологические риторические приемы убеждения или аргументы «ad hominem» блокируются рассматриваются как нелегитимные.
Результат сократический диалога возможно выразить в трёх основных формах:
- Вы добиваетесь того, что собеседник становится менее противоречивым
- Вы адекватно озвучиваете собственную точку зрения
- Вы находите наиболее эффективный подход к аргументам собеседника.