В первой четверти 19 века имя костромского крестьянина Ивана Сусанина, спасшего в начале 17 века юного царя Михаила Романова, на волне всеобщего патриотического подъема становится чрезвычайно популярным. Эта история обрастает легендами и дополнительными сюжетными линиями. Подвиг Сусанина прославляют в стихах и прозе.
В 1815 году по живым впечатлением от войны 1812 году была создана опера итальянского композитора Катерино Кавоса, долгое время жившего и работавшего в России, под названием «Иван Сусанин». Написана она была в несколько ином жанре французской комической оперы. В наше время мы это называем мюзиклом. Драматические диалоги чередовались в спектакле с ариями, танцами, музыкальными фрагментами. Либретто для этого спектакля написал выдающийся поэт своего времени, лингвист и историк князь Алекандр Шаховской. История, им написанная, довольно приблизительно отражала исторические факты, тем более, что князь счел необходимым оставить главного героя живым, чтобы не расстраивать зрителя. Опера пользовалась успехом, хотя русского было в ней довольно мало по нашим нынешним меркам. Но для того времени это был серьезный шаг вперед, тем более, что композитору итальянцу приходилось серьезно изучать русскую песню, чтобы воплотить в музыке нечто подобное.
В 1830 году молодой композитор Михаил Глинка предпринял серьезное путешествие по Европе, чтобы совершенствовать свое творческое дарование. Он старательно учится у метров французской и итальянской музыки, добросовестно создает произведения в ярком, мелодичном европейском стиле, но очень скучает по родине. Вдали от России он начинает лучше понимать уникальную красоту народной музыкальной культуры. Ему хочется создавать что-то по-настоящему русское. Так потихоньку рождался замысел русской национальной оперы.
Читать далее http://olgaveiga.ru/opera_ivan_susanin/