Актерские работы этого актера – залог отличных кассовых сборов и неподдельного зрительского интереса к брутальным и динамичным сюжетам, от которых сложно оторваться, даже если в них народный артист предстает в роли хладнокровного киллера или, нечистого на руку, финансового воротилы.
Чего, удивительным образом, точно не скажешь о фильмах, в которых Машков выступил в качестве режиссера («Сирота казанская», «Папа»). В обоих этих фильмах уровень трогательной наивности, доброты и легкого ощущения сказочности зашкаливает настолько, что так и хочется воскликнуть – «не узнаю Вас в гриме, Владимир Львович!».
Так, начиная с 90-х, герои Машкова, часто одетые в шинель или смокинг, всегда подтянуты, харизматичны, вакантны у прекрасных спутниц, а также геройствуют перед лицом самых злодейских преград, – и все это на съемочных площадках от Москвы до самого Голливуда:
- Бравый и обаятельный красавец-военный Толян в «Воре» Павла Чухрая (1997)
- Затаившийся киллер с нюхом охотника, который влюбляется в красотку из одного стриптиз-клуба, «Танцы в Голубой Игуане» (2000)
- Русский мафиозный главарь в Америке из «Давай сделаем это по-быстрому» Сергея Бодрова ст. (2001)
- Агент специального подразделения «Пираньи», «Охота на пиранью» (2006)
- Начальник отдела по борьбе с бандитизмом в послевоенной Одессе в сериале Сергея Урсуляка «Ликвидация» (2007)
- Старший агент ФСБ Анатолий Сидоров из «Миссия невыполнима 4» (2011)
- Суровый и принципиальный командир-наставник воздушного лайнера в фильме-ремейке «Экипаж» (2016)
А вот другие кино-факты на тему закоренелого амплуа Владимира:
- Когда создатели голливудского боевика «Миссия невыполнима 4» отбраковали пробы остальных актеров в пользу Машкова, то режиссер и вовсе сравнил Владимира с героем Тома Круза, у которого только российское гражданство. Хотя, на мой взгляд, Голливуд в данном сравнении откровенно отдыхает
- А вот создателю криминальной драмы «Дом» (2011) Олегу Погодину, наоборот, вместо Машкова на главную роль пришлось взять Сергея Гармаша. Режиссер побоялся, что персонаж фильма, авторитетный вор Шаманов, выйдет у Машкова настолько закрытым и неуязвимым, что это не вызовет необходимого зрительского сопереживания к сюжету в целом. Впрочем, актер и сам не отрицал, что эта роль показалась ему слишком слабой
- Однажды к Машкову обратилась женщина, которая посмотрев фильм «Подмосковные вечера» (где он сыграл отрицательного героя, с налетом страстного любовника-искусителя), с возмущением пробросила ему: «какой же вы, видимо, нехороший человек..!»
«Сирота казанская» (комедия, мелодрама, 1997 год)
История сельской учительницы Насти (Елена Шевченко), после кончины матери решившей разыскать своего второго родителя. С отцом Настя никогда не встречалась, но опубликованное в газете письмо матери какому-то Павлу, дарит ей сюрприз в виде появления в Новогоднюю ночь сразу троих отцов, роли которых исполнены блистательным ансамблем старой гвардии нашего кино.
Гафт, Дуров и Табаков так эмоционально и убедительно разыгрывают личные подробности короткой любовной встречи с матерью Насти, что позже за всей их потасовкой на каждом проступают тени от упущенных возможностей, затяжной тоски и нереализованного отцовского опыта.
Да и одиночество, почему-то, ощущается на Новый год намного острее. Здесь сирота ведь не только Настя: нехватка семейного тепла и непреодолимое одиночество преследуют всех героев фильма. Даже огоньки домов в заснеженной сельской местности смотрятся с какой-то завораживающей отчужденностью.
Как видно, уже на моменте выбора сценария для своей первой режиссерской постановки Машков отказывается от всех тех «круто сваренных» конфликтов и лихих драматургических поворотов, которыми обычно наполнены его актерские фильмы.
Здесь же – фильм-сказка, в которую можно попасть на новогодние каникулы, в тысячный раз переключая с «Карнавальной ночи» на «Иронию судьбы». Никаких зрелищных приключений, одни сентиментальные диалоги – а смотреть все равно не скучно.
Также в интервью со сьемок Машков признавался, что не анализирует свои режиссерские навыки и не смотрит на это ремесло как на карьеру, потому что «карьера» – это про бизнес. А он же только желает делать то, что нравится ему и тем единомышленникам, кто разделяет с ним схожие взгляды и чувства.
«Папа» (драма, 2004 год)
Абрам Шварц (сам Машков) держит склад, коллекционирует открытки и воспитывает в сыне (Егор Бероев) музыкальный талант. А когда тот становится взрослым и знаменитым скрипачом, папа приезжает к нему на концерт в Москву, но сын стыдится его и прогоняет обратно домой.
В этом фильме мы снова видим довольно непривычного Машкова, еще сильнее дергающего героев словно за какие-то, невидимые глазу, рычаги трогательности и душевного эксгибиционизма.
При этом, если его режиссерский дебют вырос из сценария на основе реального письма в газете, то «Папа» основан на пьесе «Матросская тишина», написанной в 50-х годах драматургом Александром Галичем.
До выхода фильма главную роль в спектакле по этой пьесе Машков сыграл уже сотни раз. То есть, и в этом материале, помимо проникновенного разговора о неотменяемом сыновьем долге и родительском прощении, Машков уже давно находит повод исповедовать еще одну, очень тонкую и, возможно, проблемную для него самого тему – «быть или казаться».
Давайте посмотрим вместе. Все главные герои разыгрывают и обговаривают именно такие ситуации и обстоятельства, за которыми как раз отчетливо и просматривается та самая схватка между формой и содержанием:
- Старый друг вернулся из Иерусалима, города своей мечты, но, почему-то, озадачен и разочарован. Для него реальная картинка оказалась куда обыденнее, нежели само ожидание чего-то возвышенного и прекрасного
- Сам папа, на первый взгляд, неопрятный и меркантильный кладовщик-коммерсант, не лишенный при этом чувства прекрасного: он собирает красивые открытки и трепетно воображает сцены будущего сыновьего триумфа, и ни где-нибудь на рынке услуг, а в самом сердце музыкального искусства
- Да и у самого сына складывается не все так просто и хорошо. Обласканный миром консерватории и вниманием красивых девушек, он замечает среди животрепещущей публики родного отца, абсолютно не вписывающегося в столь нарядный и блестящий фон к его новой жизни – и тут же начинает болеть телом и душой.
Выходит, что сын все же мог бы любить своего отца искренне и даже на виду у всех, только если бы тот был заведомо не таким навязчивым и неотесанным. А сам папа, долго и мучительно внушавший сыну музыкальную мечту «на двоих», получил в итоге что хотел, да только не в том виде: любимый сын добился триумфа, а его старательному отцу-вдохновителю в мире славы и красивой жизни светит лишь старческая беспомощность и черствость.
Что ж, оказывается, что истинная внутренняя сокровищница Машкова открывается нам лирическими мотивами и душевными посылами его режиссерских работ. Бегство ли это от привычного у зрителя и продюсеров амплуа, или просто возможность показать, что знаменитому артисту любая роль по плечу – решать уже каждому из нас.
Так что обязательно делитесь своим мнением в комментариях.
Спасибо Вам за внимание!