Найти тему
GreenBizzz

Внутренний спинофф - как создать конвейер прибыли из наработок предприятия. Ч.1.

Оглавление

Создание внутренних спиноффов - очень рентабельный способ повышения прибыльности производственных предприятий. В этом материале мы разберем, что и каким образом можно коммерциализировать, если у вашего предприятия много внутренних наработок "про запас", и как поставить этот процесс на поток, внедрив внутренний бизнес-инкубатор.

Наследственная проблема: умеем думать, не умеем продавать

Давно не является секретом, что российские предприятия обладают огромным количеством наработок, которые пылятся "в запасе", которые никто не пытается конвертировать в коммерческую выгоду.

Причины этого весьма просты - генетически большинство предприятий выросли из крупных советских производственных структур плановой экономики, для которой маркетинг в принципе был не нужен и виделся как атрибут противоборствующей политической идеологии.

Таким образом, многие предприятия страдают от неритмичности государственного заказа и выплат по нему.

Понять, какой потенциал коммерциализации имеется у конкретного предприятия, можно по следующим признакам:

  1. В рамках разработки того или иного изделия разработана оригинальная технология или устройство, имеющее широкий спектр применений как в гражданской сфере, так и в военной;
  2. Технология не является государственной и военной тайной;
  3. Технология запатентована либо на нее оформлена полезная модель;
  4. Технология может быть оцифрована.

Также важно понимать, что не является коммерциализируемой разработкой:

  • это неоригинальные приборы, устройства и технологии, которые считаются внутренним достижением/нововведением потому, что раньше предприятие не умело их производить;
  • это приборы, устройства и технологии, на которые невозможно оформить права интеллектуальной собственности.

Какие разработки лучше всего поддаются коммерциализации

Gartner говорит о следующих ключевых трендах на 2021 год:

  • искусственный интеллект (AI);
  • умные вещи (intelligent things);
  • умные приложения;
  • цифровые двойники;
  • облачные вычисления;
  • виртуальная реальность и иммерсивный опыт;
  • блокчейн;
  • цифровая безопасность.

Таким образом, чтобы найти рынок, необходимо найти применение технологии в одной, а желательно в нескольких из указанных сферах. Например, если вы разработали специальное ПО и ваша среда программирования, которую ваше предприятие разработало для проектирования трехмерных объектов, может поддерживать VR-периферию и при этом взаимодействовать с большими данными и искусственным интеллектом, то этот продукт с высокой вероятностью найдет рынок и своего потребителя.

Важно, чтобы разработка удовлетворяла трем критериям перспективного стартапа:

  • способна создать экосистему вокруг себя;
  • быть достаточно простой для зарабатывания денег на ней;
  • ориентироваться на большой рынок.

Если предприятие затрудняется с оценкой размера рынка, сегодня уже несложно заказать исследование для разработки маркетинговой стратегии продукта.

Алгоритм разработки внутреннего бизнес-инкубатора

Если вы осознали, что обладаете перспективной технологией, которая хорошо встраивается в один или несколько глобальных технологических трендов, ориентирована на большой рынок и при этом достаточно проста, чтобы делать на ней деньги, вы можете прибегнуть к созданию внутреннего бизнес-инкубатора в рамках предприятия, чтобы вывести продукт на рынок.

Внутренний бизнес-инкубатор - специализированное обособленное подразделение внутри компании, занимающееся упаковкой и выводом на рынок инновационных продуктов предприятия.

Внутренний инкубатор состоит из следующих функциональных блоков:

  • акселератор;
  • клуб менторов;
  • финансовый фонд;
  • центр защиты интеллектуальной собственности
  • коммуникационная площадка.

Некоторые комментарии и нюансы по выстраиванию этих компонентов смотрите во второй части статьи.