Что будет, если на конфликт не обращать внимания? Может так и нужно? Ведь если конфликт не наносит прямого вреда, то можно перетерпеть. Возможно , что со временем он исчерпает сам себя.
Нет, такое мнение – ошибочное.
Напомним, что конфликт = конфликтная ситуация + инцидент. Можно считать, что конфликт - это кастрюля с водой на плите. Каждое новое пересечение по спорному вопросу будет добавлять градус кипения. В итоге – крышку сорвет, вода будет выливаться из кастрюли.
Так ведет себя неконтролируемый конфликт. Последствия бесконтрольного кипения приводят к непоправимым последствиям. Оппоненты говорят недопустимые слова, зарекаются больше не общаться, стараются обрубать все мосты. Но! Кастрюля всё еще на плите, и вода в ней всё еще есть. А это значит, что рецидив снова будет.
Приведем пример:
У Ивана на работе проходил вялотекущий конфликт с коллегой Сергеем. Никто не говорил ничего открыто, но было ощущение напряжения в воздухе. Иван решил, что не будет обращать внимания на ситуацию, говоря о том, что выше этого. При этом сильно переживал нападки со стороны коллеги. Конфликт оказался брошен на произвол судьбы. Точкой кипения в отношениях стала поставленная руководством задача над общим проектом. Как итог - проект провалился. Сергей оказался крайне предприимчивым, и тут же сообщил руководству о том, что причиной стала некомпетентность Ивана. Конфликт вышел за рамки двух людей, были подключены уже сотрудники департамента. В конечном итоге Сергей поставил руководству ультиматум: "или он или я".
Ситуация могла бы обернутся для Ивана потерей работы, но выход был найден.
Иван сообщил руководству, что не снимает с себя ответственность за отрицательный результат проекта, но готов гарантировать, что всё будет исправлено и приведено в срок. Затем он сообщил, что это произошло из-за внутреннего конфликта. Не вдаваясь в детали, Иван попросил у руководства возможность самостоятельно его уладить.
Оставшись с Сергеем один на один, Иван стал задавать вопросы, пытаясь понять, что послужило причиной данного конфликта. В конечном итоге Сергей сообщил, что переживал за место и был уверен, что Иван его вытеснит. Конфликт был разрешен и завершен. В качестве бонуса Иван получил благодарность со стороны руководства за такой зрелый и серьезный шаг.
Конечно, не все конфликты заканчиваются победой. Опыт управления конфликтом приходит только через погружение в конфликтную среду. Невозможно научится плавать ни разу не погрузившись в воду. Здесь работает тот же принцип.
Если человек постоянно избегает конфликтов или игнорирует их, то не получает навыка их разрешать.
Приведенный выше пример, с одной стороны, напоминает сказку с позитивным концом, но на самом деле в этой ситуации есть нюансы, которые мы разберем.
1. Невидимый конфликт - плохой конфликт
Не смотря на желание не вступать в открытое противостояние, у обоих участников уходило больше сил и энергии существовать в напряженных условиях, чем в ситуации последующей экзальтации.
Если понимаете, что «топор войны» висит в воздухе, заявите об этом. Учитесь самостоятельно поднимать градус ситуации, чтобы вытащить ситуацию в плоскость диалога. Не говорить о конфликте равнозначно тому, что усугублять конфликт. Разногласия можно урегулировать только в том случае, если они названы.
Иван игнорировал конфликт, в итоге произошла экзольтация конфликта, чуть не стоившая ему работы.
2. Неуправляемый конфликт усиливает сам себя
Существует 6 основных типов конфликтов, расположенных по мере усиления:
- Внутриличностный;
- Межличностный;
- Внутригрупповой;
- Межгрупповой;
- Организационный;
- Межорганизационный.
Чем выше уровень, тем сложнее управлять конфликтом. Чем больше участников, тем больше возражений нужно будет обрабатывать и учитывать.
В нашей ситуации внутриличностный конфликт (отсутствие должной веры в собственные силы у Сергея) перерос в межличностный (сопротивление двух сторон). При этом из-за отсутствия управления таким конфликтом быстро переросло во внутригрупповой, когда подключились руководитель и другие коллеги.
Ошибочно думать, что если ничего не делать, конфликт так и останется уделом двоих. Нет, он будет вовлекать в себя других участников, чтобы найти способ решить себя. Не дожидайтесь новой петли, решайте его на своем уровне. Удерживайте уровень вовлеченности на максимально низком уровне.
3. Не можете решить текущий конфликт, создайте новый
Как бы парадоксально это не звучало, но искусственно созданный конфликт позволяет решить существующий.
Обычное состояние человека в конфликте:
- подстройка под конфликт (попытка найти точки входа, желание взять инициативу на себя);
- подготовка мести (план отмщения за доставленный дискомфорт, попытки предпринять действия);
- если агрессия не вышла, то переход к тайному мщению.
Из этого водоворота можно выйти двумя путями:
- заявить о конфликте, подняв его градус
- создать новый конфликт.
Одним из способов работы в конфликте является угроза создания более масштабного и крупного конфликта, по сравнению с которым текущий не будет иметь столь существенного значения.
В примере угроза потери работы позволила Ивана начать действовать.
4. Истинная причина конфликта почти всегда скрыта
Общение – это основное условия конструктивного разрешения конфликтов. Однако в конфликтной ситуации коммуникация нарушается. Один уходит в состояние обороны, другой наоборот нападает. Желая защитить себя, противники атакуют и защищаются. Занимаемая оборонительная позиция не дает возможности разрешить конфликт и управлять им. Страх потерять лицо не открывает возможностей для диалога. В таких дебатах уже нет задачи найти истину, только желание не дать обидеть себя.
В ситуации открытого противостояния нет никакого шанса найти первопричину конфликта. Чтобы разрешить его, необходимо начать говорить и задавать вопросы.
До тех пор, пока Иван не начал говорить, он находился в состоянии жертвы, а Сергей в позиции палача. В такой ситуации разрешить конфликт почти невозможно.
Не существует универсального инструмента по разрешению и управлению конфликтом.
У каждого человека есть:
- Своя картина мира;
- Свои жизненные установки и ценности, своя я концепция;
- Своё воспитание, понимание форм коммуникации;
- Тип личности и способа реагирования нервной системы;
- Уровень образованности.
Учитывая тот факт, что каждый человек абсолютно уникален, необходимо очень внимательно относится к конфликтам.