Найти тему
Теперь все понятно

Конфликты без гнева

Что будет, если на конфликт не обращать внимания? Может так и нужно? Ведь если конфликт не наносит прямого вреда, то можно перетерпеть. Возможно , что со временем он исчерпает сам себя.

Нет, такое мнение – ошибочное.

Напомним, что конфликт = конфликтная ситуация + инцидент. Можно считать, что конфликт - это кастрюля с водой на плите. Каждое новое пересечение по спорному вопросу будет добавлять градус кипения. В итоге – крышку сорвет, вода будет выливаться из кастрюли.

Так ведет себя неконтролируемый конфликт. Последствия бесконтрольного кипения приводят к непоправимым последствиям. Оппоненты говорят недопустимые слова, зарекаются больше не общаться, стараются обрубать все мосты. Но! Кастрюля всё еще на плите, и вода в ней всё еще есть. А это значит, что рецидив снова будет.

Приведем пример:

У Ивана на работе проходил вялотекущий конфликт с коллегой Сергеем. Никто не говорил ничего открыто, но было ощущение напряжения в воздухе. Иван решил, что не будет обращать внимания на ситуацию, говоря о том, что выше этого. При этом сильно переживал нападки со стороны коллеги. Конфликт оказался брошен на произвол судьбы. Точкой кипения в отношениях стала поставленная руководством задача над общим проектом. Как итог - проект провалился. Сергей оказался крайне предприимчивым, и тут же сообщил руководству о том, что причиной стала некомпетентность Ивана. Конфликт вышел за рамки двух людей, были подключены уже сотрудники департамента. В конечном итоге Сергей поставил руководству ультиматум: "или он или я".

Ситуация могла бы обернутся для Ивана потерей работы, но выход был найден.

Иван сообщил руководству, что не снимает с себя ответственность за отрицательный результат проекта, но готов гарантировать, что всё будет исправлено и приведено в срок. Затем он сообщил, что это произошло из-за внутреннего конфликта. Не вдаваясь в детали, Иван попросил у руководства возможность самостоятельно его уладить.

Оставшись с Сергеем один на один, Иван стал задавать вопросы, пытаясь понять, что послужило причиной данного конфликта. В конечном итоге Сергей сообщил, что переживал за место и был уверен, что Иван его вытеснит. Конфликт был разрешен и завершен. В качестве бонуса Иван получил благодарность со стороны руководства за такой зрелый и серьезный шаг.

-2

Конечно, не все конфликты заканчиваются победой. Опыт управления конфликтом приходит только через погружение в конфликтную среду. Невозможно научится плавать ни разу не погрузившись в воду. Здесь работает тот же принцип.

Если человек постоянно избегает конфликтов или игнорирует их, то не получает навыка их разрешать.

Приведенный выше пример, с одной стороны, напоминает сказку с позитивным концом, но на самом деле в этой ситуации есть нюансы, которые мы разберем.

1.   Невидимый конфликт - плохой конфликт

Не смотря на желание не вступать в открытое противостояние, у обоих участников уходило больше сил и энергии существовать в напряженных условиях, чем в ситуации последующей экзальтации.

Если понимаете, что «топор войны» висит в воздухе, заявите об этом. Учитесь самостоятельно поднимать градус ситуации, чтобы вытащить ситуацию в плоскость диалога. Не говорить о конфликте равнозначно тому, что усугублять конфликт. Разногласия можно урегулировать только в том случае, если они названы.

Иван игнорировал конфликт, в итоге произошла экзольтация конфликта, чуть не стоившая ему работы.

2.     Неуправляемый конфликт усиливает сам себя

Существует 6 основных типов конфликтов, расположенных по мере усиления:

  • Внутриличностный;
  • Межличностный;
  • Внутригрупповой;
  • Межгрупповой;
  • Организационный;
  • Межорганизационный.

Чем выше уровень, тем сложнее управлять конфликтом. Чем больше участников, тем больше возражений нужно будет обрабатывать и учитывать.

В нашей ситуации внутриличностный конфликт (отсутствие должной веры в собственные силы у Сергея) перерос в межличностный (сопротивление двух сторон). При этом из-за отсутствия управления таким конфликтом быстро переросло во внутригрупповой, когда подключились руководитель и другие коллеги.

Ошибочно думать, что если ничего не делать, конфликт так и останется уделом двоих. Нет, он будет вовлекать в себя других участников, чтобы найти способ решить себя. Не дожидайтесь новой петли, решайте его на своем уровне. Удерживайте уровень вовлеченности на максимально низком уровне.

-3

3.     Не можете решить текущий конфликт, создайте новый

Как бы парадоксально это не звучало, но искусственно созданный конфликт позволяет решить существующий.

Обычное состояние человека в конфликте:

- подстройка под конфликт (попытка найти точки входа, желание взять инициативу на себя);

- подготовка мести (план отмщения за доставленный дискомфорт, попытки предпринять действия);

- если агрессия не вышла, то переход к тайному мщению.

Из этого водоворота можно выйти двумя путями:

  1. заявить о конфликте, подняв его градус
  2. создать новый конфликт.

Одним из способов работы в конфликте является угроза создания более масштабного и крупного конфликта, по сравнению с которым текущий не будет иметь столь существенного значения.

В примере угроза потери работы позволила Ивана начать действовать.

4.     Истинная причина конфликта почти всегда скрыта

Общение – это основное условия конструктивного разрешения конфликтов. Однако в конфликтной ситуации коммуникация нарушается. Один уходит в состояние обороны, другой наоборот нападает. Желая защитить себя, противники атакуют и защищаются. Занимаемая оборонительная позиция не дает возможности разрешить конфликт и управлять им. Страх потерять лицо не открывает возможностей для диалога. В таких дебатах уже нет задачи найти истину, только желание не дать обидеть себя.

-4

В ситуации открытого противостояния нет никакого шанса найти первопричину конфликта. Чтобы разрешить его, необходимо начать говорить и задавать вопросы.

До тех пор, пока Иван не начал говорить, он находился в состоянии жертвы, а Сергей в позиции палача. В такой ситуации разрешить конфликт почти невозможно.

Не существует универсального инструмента по разрешению и управлению конфликтом.

У каждого человека есть:

  • Своя картина мира;
  • Свои жизненные установки и ценности, своя я концепция;
  • Своё воспитание, понимание форм коммуникации;
  • Тип личности и способа реагирования нервной системы;
  • Уровень образованности.

Учитывая тот факт, что каждый человек абсолютно уникален, необходимо очень внимательно относится к конфликтам.

Главное – не надо бояться конфликтов, ведь проходя через них, человек приобретает бесценный жизненный опыт и высоко котируемый навык разрешения конфликтов.