Найти тему
RELOFT ART

Факты о знаменитом художнике: САЙ ТВОМБЛИ

Оглавление
Сай Твомбли на фоне своей десятичастной серии «50 дней в Илиаме»
Сай Твомбли на фоне своей десятичастной серии «50 дней в Илиаме»

1__

Твомбли - американский скульптор и художник-абстракционист, который однако большую часть жизнь прожил в Риме, влюбившись в этот город в конце 50-х. Он родился в 1928 году, а умер в 2011 в возрасте 83 лет, таким образом пережив многие ключевые повороты в искусстве XX века и рубежа веков. Несмотря на то, что картины Твомбли в начале его карьеры скептически принимались критикой, на сегодняшний день художник признан классиком послевоенного абстракционизма и одним из наиболее значимых художников прошлого столетия. Почему? Расскажем ниже.

Returning from Tonnicoda (1973)/ Nine Discourses on Commodus, Part III (1963) — Cy Twombly
Returning from Tonnicoda (1973)/ Nine Discourses on Commodus, Part III (1963) — Cy Twombly

2__

С 1948 по 1950 он учился в бостонской школе Музея изящных искусств, затем переехал на учебу в Нью-Йорк, где познакомился с абстракционистом Робертом Раушенбергом. Тот посоветовал ему пройти обучение в Black Mountain College в Северной Каролине, который называли меккой авангардистов-экспериментаторов – там  учителями Твомбли стали уже известные абстракционисты Франц Клайн и Роберт Мазервелл, а также один из крупнейших представителей критического реализма  Бен Шан. 

-3

3__

В 1952 году вместе с Раушенбергом художник отправился в большой евротур, и наибольшее впечатление на него оказали руины Рима – античность, которая была «прямо под ногами». Так Твомбли получает заряд вдохновения и вырабатывает собственный стиль на годы вперед. В своем творчестве он в будет обращаться к архаичным формам изобразительного искусства, древней письменности и каллиграфии. Названия его работ созвучны именам мифических героев и традиционным античным сюжетам – за это Твомбли назовут мистиком и поэтом мира абстрактной живописи. 

Леда и лебедь (1962)/ Афинская школа (1964) — Сай Твомбли
Леда и лебедь (1962)/ Афинская школа (1964) — Сай Твомбли
Fifty Days at Iliam. Ilians in Battle (1978) — Cy Twombly
Fifty Days at Iliam. Ilians in Battle (1978) — Cy Twombly

Его более ранние картины – обычно монохромные работы в серых и белых тонах – часто находятся на полпути между рисованием и письмом с закодированными намеками на эротические и эмоциональные темы. Позднее Твомбли станет одним из самых смелых пользователей цвета в живописи и в современном искусстве.

Camino Real III (2010)/ Leaving Pathos Ringed with Waves (2009) — Cy Twombly
Camino Real III (2010)/ Leaving Pathos Ringed with Waves (2009) — Cy Twombly

4__

Вопреки ироническим замечаниям в адрес многих абстрактных художников, якобы чей-то ребенок нарисовал бы лучше, писать, как Твомбли, мог только он сам. 

За вуалью примитивного изображения лежат мощные образы с тщательно продуманной концепцией. Что привлекло внимание, в чем его новаторский подход? Использование каллиграфических элементов, очищенных от конкретности, апеллирует к философским идеям структуралистов и постструктуралистов – современников Твомбли – о перформативном высказывании (то есть, таком, которое формирует новую реальность – например, слово «да» у брачного алтаря). Картины Твомбли обнажают все, что не может быть высказано, и тем самым формируют новый язык коммуникации. Он буквально создал собственную уникальную манеру письма.

В ноябре 2017 года на аукционе Christie’s в Нью-Йорке картина Сая Твомбли «Без названия» (2005) была продана за 46 миллионов долларов. Она написана кистью, приделанной к шесту. Ее размер – примерно 3х5 метров.
В ноябре 2017 года на аукционе Christie’s в Нью-Йорке картина Сая Твомбли «Без названия» (2005) была продана за 46 миллионов долларов. Она написана кистью, приделанной к шесту. Ее размер – примерно 3х5 метров.

5__

В 1964 году Сай Твомбли был впервые приглашен выставить свои работы на Венецианской биеннале. В 2001 году на 49-ой Венецианской биеннале он получил Золотого льва.

В 2010 году Твомбли стал первым художником, которому за последние 50 лет предложили участвовать в декорировании парижского Лувра. Он был удостоен чести оформить Бронзовый зал. Благодаря этому он является третьим в истории современным художником, чье произведение представлено в Лувре на постоянной основе.

-8
Бронзовый зал, Лувр, Париж - оформление Сая Твомбли. Роспись занимает около 350 квадратных метров.
Бронзовый зал, Лувр, Париж - оформление Сая Твомбли. Роспись занимает около 350 квадратных метров.

Ранее Лувр предлагал сотрудничество только двум ныне живущим современных художникам: Ансельму Киферу (Anselm Kiefer) в 2007 году и Франсуа Морелле (Francois Morellet) в 2009-м. В XIX и XX веках музей неоднократно звал к себе художников, среди которых были, например, Эжен Делакруа и Жорж Брак.

6__

Рекордная цена на работу Твомбли была установлена в 2015 году на аукционе Sotheby’s в Нью-Йорке. Работа без названия, входящая в так называемую серию «грифельных досок» 1968 года, ушла с молотка за 70,5 миллиона долларов.

Untitled (New York City), 1968 — Cy Twombly (масляная краска, восковой карандаш на холсте, 173х288 см)
Untitled (New York City), 1968 — Cy Twombly (масляная краска, восковой карандаш на холсте, 173х288 см)

Первоначально за лот планировалось выручить не более 60 миллионов долларов, однако за картину развернулась настоящая борьба среди участников торгов, и ее финальная цена, в итоге, оказалась на 10,5 миллиона долларов выше верхней границы эстимейта.

Для сравнения, на том же аукционе в 2015 за 47,5 млн долларов ушел «Мао» Энди Уорхола и за 23 млн долларов — «Номер 17» Джексона Поллока.

Cy Twombly
Cy Twombly

В 1995 году в Хьюстоне открылась галерея Сая Твомбли, в которой выставлены работы художника, созданные с 1954 года. Ретроспективы Твомбли регулярно проводятся в Европе и США, однако все больше знаковых произведений расползается по частным коллекциям. В России масштабную выставку произведений Твомбли в 2003 году показал Эрмитаж; вместе с куратором выставки Джулией Сильвестер художник лично участвовал в подготовке экспозиции.