Давайте разберемся, что такое «упрощенка», и почему предприниматели зачастую выбирают именно ее. А также какие нюансы нужно учесть при выборе режима налогообложения.
Коротко
Упрощенка — это упрощенная система налогообложения (УСН) для ИП или ООО, которые получают менее 150 млн в год и со штатом сотрудников до 100 человек. Этим условиям отвечают большинство магазинов, салонов и кафе, по крайней мере, на первых порах.
С 2021 года, если компания превысит лимит сотрудников (до 130 человек) или лимит дохода (до 200 млн в год) — она сможет остаться на УСН, но налоговая ставка будет выше.
Документы
Вам придется завести КУДиР — книгу учета доходов и расходов. Это, по сути, отчет о вашем бизнесе, который вы составляете в течение года в бумажном или электронном виде (с последующей распечаткой). Кроме того, весной налоговая будет ждать вашу декларацию.
Налоги
Окончательный расчет — в конце налогового периода, но есть авансовые платежи (чтобы деньги равномерно поступали в бюджет). Их вносят по итогам 1 квартала — до 25 апреля, за 2 и 3 квартал — соответственно в июле и октябре, тоже до 25 числа. Самый важный момент — выбор разновидности упрощенки: можно платить налог только с доходов (6% от выручки), а можно по более сложной схеме «Доходы минус расходы» (15% от разницы между выручкой и затратами). При этом региональные власти имеют право снижать налоговую ставку до 1% в первом случае и до 5% во втором.
Переход
Если вы попробовали другой налоговый режим, разочаровались и поняли, что вам нужна только упрощенка, помните, что подать уведомление нужно до 31 декабря текущего года, а применять УСН вы сможете только с 1 января следующего;
Ценные детали от Станислава Николаева – ведущего эксперта сервиса для предпринимателей «Кнопка» (Москва).
✅ Причина народной любви к УСН «Доходы» — можно уменьшить авансовые платежи по налогу до половины суммы за счет страховых взносов, перечисленных в этом же квартале. А ИП без работников и вовсе могут учесть всю сумму взносов, в результате чего налога к уплате может совсем не быть.
✅ На УСН «Доходы минус расходы» можно добиться минимальной суммы налога, для этого очень важно соблюдать несколько условий:
— подтвердить расходы документально,
— товар должен быть куплен и потрачен или перепродан в одном и том же квартале (если продадите или потратите не все, то налог будет больше),
— расходы должны соответствовать виду деятельности (если занимаетесь грузоперевозками, а купили мраморную статую — налоговая будет сильно возражать),
Кстати, перечень расходов закрытый, это значит, что если ваших затрат нет в списке, то налоговая с ними не согласится и увеличит налог.
⛔️ Есть и минус! Крупные заказчики применяют общую систему налогообложения (ОСНО) и хотят покупать товары и услуги с НДС, так для них выгоднее. Поэтому из двух поставщиков — на УСН и на ОСНО — крупный заказчик, скорее всего, предпочтет второго.
✅ Чтобы выбрать, какой вариант УСН выгоднее, надо считать. Допустим, мы получили доход 100 ₽, а потратили 50 ₽. На УСН «Доходы» мы заплатим 6% от 100 ₽ — это 6 ₽. На УСН «Доходы минус расходы» — 15% от 50, то есть 7 ₽ 50 коп.
Если же мы заработали 100 ₽, а потратили 90 ₽, то на УСН «Доходы минус расходы» налог мы заплатим с 10 ₽ — при ставке 15% это всего 1,5 рубля. А на УСН «Доходы» — по-прежнему 6 ₽.
По этой причине УСН «Доходы минус расходы» традиционно применяют те, кто занимается розничной торговлей и общепитом, а также оказывает услуги с относительно высоким уровнем затрат (например, организация мероприятий и проведение праздников). А вот небольшие IT-компании, напротив, часто выбирают УСН «Доходы». Но считать надо в любом случае!