Найти тему
Инк.

Как говорить, чтобы вас слушали: забытые советы Аристотеля

Фото: iStock
Фото: iStock

Когда мы говорим о публичных выступлениях, то обычно имеем в виду большие праздничные тосты, тщательно подготовленные рабочие презентации или слово на групповых обсуждениях.

Но более двух 2,4 тыс. лет назад величайший авторитет в этой области — Аристотель — описал искусство оратора несколько иначе. Философ считал, что и на публике, и наедите с самими собой мы говорим лишь по одной причине — желании убеждать.

Для некоторых из нас это может быть непросто. Вероятно, потому, что нас никогда не учили стратегически мыслить, когда речь идет об общении и умении говорить, пишет автор CNBC Джон Боу. Ведь это один из самых базовых навыков, зачем уделять ему столько внимания, правда?

Согласно учению Аристотеля об искусстве убеждения, навык красноречия объясняется в терминах, которые не имеют ничего общего с победой над тревогой или умением быть уверенным в себе. Скорее наоборот — успех заключается в том, чтобы сделать акцент не на себе, а на аудитории.

Вот, что, по мнению древнегреческого философа, делают самые убедительные ораторы:

1. Думают об аудитории, а не о себе

Для большинства людей подготовка речи влечет за собой бесконечные часы мыслей о том, что подумают люди (например, «Что, если я буду выглядеть глупо?» «Что, если люди сочтут меня тупым?»).

Совет Аристотеля? Оставьте это. Вместо подобных мыслей сосредоточьтесь на людях, к которым вы обращаетесь. Начните с вопроса: кто будет слушать? Сколько их будет? Сколько им лет? Какой расы и пола? Что они знают о вас и вашей теме? Почему они собираются послушать вас?

Прежде чем начать писать, подумайте о цели своего выступления. Вы хотите развлекать, информировать или вдохновлять?

Затем выразите это как конкретную цель в одном предложении: в результате моей презентации я хочу, чтобы они узнали [X], а в результате моего выступления сделали [Y].

Четкое понимание аудитории и цели выступления в сотни раз сократит ваше волнение.

2. Они делают свою аудиторию счастливой

Вы думаете, что предметом вашего выступления являются квартальные продажи, политика компании или ваше удивительная новая идея. Однако ваша аудитория сосредоточена на совершенно другой теме — собственном счастье.

Аристотель перечислил ряд вещей, которые делают людей счастливыми: здоровье, семья, богатство, статус и так далее. Ваш успех как оратора, независимо от темы, зависит от демонстрации аудитории, что вы не просто болтаете — вы говорите с ними для их же пользы.

Допустим, вы предлагаете финансовый продукт. Вы знаете, что он крутой. Цифры это подтверждают. Но что сделает вашу аудиторию счастливее? Длинная речь о числах или объяснение того, как эти числа сделают их жизнь лучше?

Подумайте об этом.

3. Они говорят на языке своей аудитории

Решение вашей аудитории принять ваши слова и идеи зависит от того, насколько вы заслуживаете доверия. «Когда ораторы ведут себя ненадлежащим образом, — писал Аристотель, — их авторитет ставится под сомнение, даже если они говорят правду».

Интуитивно понятно, что неловкий язык тела или неподходящая одежда отвлекут людей от сути вашего выступления. Но вместо того, чтобы сосредотачиваться только на внешних факторах, подумайте о том, удобно ли ваше сообщение воспринимается.

Например, если ваша аудитория использует метрическую систему, не говорите о дюймах. Если вы, например, из России и презентуете лекарство от страшной болезни скептически настроенным врачам и ученым из Шанхая, расскажите о жертвах этой болезни в Китае, а не в своей стране.

Каждый аспект вашей презентации, включая время, юмор, выбор слов, метафоры и статистику, должен означать для вашей аудитории то же самое, что и для вас.