Память, конечно, штука интересная. Иногда не можешь вспомнить подробности прошедшего года, а то, что происходило десятилетия назад, она хранит в мельчайших деталях. Говорят, что запоминаются самые яркие события жизни, вот и мои самые яркие воспоминания связаны с путешествиями.
Первый раз я покинула пределы Ленинградской области совсем маленькой. Это была моя первая «дальняя» поездка на поезде, с ночевкой. А отправились мы с мамой на Куршскую косу.
Помню, мама мне сказала: «Я тебя ночью разбужу, потому что будет граница»
Ну, в том возрасте, в котором я прибывала, ее слова никакого впечатления на меня не произвели. Это я потом задумалась, как это может быть: мы едем по СССР и вдруг граница, пограничники, а приехали в свою же страну? Дело в том, что в те времена, как и сейчас, Калининградская область разделялась от РСФСР границей с Литвой, и все было строго: пограничный досмотр, проверка документов.
Поскольку я была маленькая, это было не интересно: ну разбудили ночью (хотя, оказывается, это было не обязательно, я же ребенок), ну прошлись «солдатики» по вагону и все.
Я не могла дождаться, когда же увижу незнакомый мне город Калининград, название которого так созвучно с моим родным Ленинградом. И вот мы приехали. Помню, как мне понравился это город: такой уютный, зеленый, с красивыми домиками и центром, местами напоминающим Ленинград (во всех поездках, в дальнейшем, я пыталась найти какие-то сходства с родным городом или, хотя бы, увидеть машины с ленинградскими номерами, так я скучала по дому).
Больше всего в Калининграде мне запомнился зоопарк, такой просторный, что было впечатление, что звери гуляют на свободе. Многочисленные пруды с лебедями и утками, которых можно было покормить с рук булочкой.
В Калининграде мы задержались не долго, так как нам надо было добраться до конечной точки нашего путешествия – Куршской косы.
Жили мы на турбазе, в поселке Рыбачий, на самом берегу Куршского залива. По моим воспоминаниям это был длинный деревянный дом с множеством комнат (наверное, как барак). В нашей комнате было несколько кроватей с панцирной сеткой, на которых классно было прыгать, и маленький стол. Про «удобства» я не помню (нечего загружать детскую память такими мелочами).
В заливе никто не купался, но зато наш «хозяин» турбазы каждый день там ловил рыбу и я, никогда не любившая этот продукт питания, с удовольствием ела пожаренную на сковородке свежевыловленную вкуснятину. Хотя в первый раз мама очень долго меня уговаривала попробовать рыбку.
А купаться мы ходили через косу на Балтийское море. Море! Я его увидела в первый раз в жизни! Я и представить себе не могла, что оно такое большое! На родном Финском заливе я тогда ещё ни разу не была и видела только озера, а тут ОНО, такое огромное, с барашками на волнах и светлым песочком на берегу.
Каждое утро мы с мамой ходили на море через небольшой лесок (как я сейчас понимаю, расстояние от базы до моря было где-то метров 600-700), в котором, о чудо, росла белая и красная смородина. До этого момента я думала, что растет она только на дачных участках.
С погодой нам повезло: за время нашего пребывания на отдыхе только один раз был дождь, и я не помню, что бы мы мучились от жары, хотя это был июль. Наверное, потому что это Балтика.
Больше всего мне нравилось ходить по берегу и искать, в выброшенных волной водорослях, маленькие кусочки янтаря. Они были микроскопические, но какая радость найти их и положить в спичечный коробок!
Помню наш «поход» на Белые дюны. Для меня, маленькой, это было трудное путешествие, как же, целых два(!) километра пешком. Под конец пути я вся изнылась и извылась, что «у меня устали ножки!», «я хочу пить», «я есть хочу» и т.д. Мамуля взяла меня на «закорки» и несла на себе (для справки, мама весила 42 кг. при росте 152 см., а я была крепенькой девочкой). Когда наконец дошли, сил восторгаться красотой уже не было ни у мамы, ни у меня. Мне вообще было все равно: ну песок и песок... Глупая была. Обратно мы ехали в кузове попутного грузовика. Эх, мне бы сейчас туда, красота - то какая!
Да... Характер у меня в детстве был... Мама собралась съездить в Клайпеду, благо все было рядом, уговаривала меня поехать, но в силу какого-то упрямства, я отказалась (хотя в душе очень хотела) и осталась на базе играть с хозяйской собакой. До сих пор не могу объяснения своего поступка, и в Клайпеде так и не побывала.
За день до отъезда, подходя к морю, мы увидели, что пляж почти пустой, а люди стоят вдоль линии прибоя, многие с сетками, подпрыгивают и что-то вылавливают в прибрежных волнах.
Мама предположила, что может рыбу, прибитую волнами вылавливают (накануне был сильный шторм). Мы подошли поближе и увидели, что все ловят янтарь!
Эта картинка у меня до сих пор перед глазами: идет волна, а на ее гребне – куски янтаря! Не малюсенькие бусинки, которые я в водорослях искала, а большие кусочки. Ну, мы, конечно тоже присоединились к общему празднику жизни, ведь не каждый день такие дары от моря бывают!
Тот янтарь хранятся у меня до сих пор. Вернее, один не тронутый кусочек. Из остального янтаря наш знакомый ювелир сделал маме бусы, уже в 90-х.
Когда я сжимаю в ладони кусочек янтаря, такой теплый, красивый, то воспоминаниями возвращаюсь в детство: белый нежный песок, омываемый балтийской волной, терпкий сосновый запах, и ласковое, совсем не жгучее солнце.
Единственное, что омрачило ту поездку – это уплывший в море мой большой надувной мяч.
Хотите - верьте, хотите – нет, а было мне в то лето 5 лет всего. А память сохранила этот сюжет, как будто на кинопленке, хотя, к сожалению у нас даже фотоаппарата с собой не было.
На этом всё. С другими воспоминаниями о своих путешествиях в детстве и не только, я поделюсь с вами в следующих публикациях.