Ранее специализированные порталы сообщили, что спецназ Греции, которая входит в НАТО, устроил проверку российскому сухогруз "Адлер".
Эксперты оценили сообщения о высадке греческого спецназа на российский сухогруз "Адлер" в Средиземном море. РЕН ТВ спросил политолога и эксперта по морскому праву, насколько правомерны были действия спецназа Греции.
Ранее специализированные порталы сообщили, что спецназ Греции, которая входит в НАТО, устроил проверку российскому сухогруз "Адлер". Греческое судно сначала продолжительное время преследовало российское судно в Средиземном море, после чего спецназовцы высадились на его борт и осмотрели судно на предмет наличия военного груза. В миссии ЕС назвали проверку "дружественной" и заявили, что она была проведена в рамках операции IRINI, цель которой — пресечь незаконные поставки вооружения в Ливию.
Директор Центра политического анализа Павел Данилин заявил, что произошедшее можно расценить по-разному. В данном случае, по его словам, нужно исходить из того, где именно спецназ Греции высадился на российский сухогруз.
"Если это происходило в территориальных водах Греции, если при этом соблюдались правила морского закона, то они имели право это сделать. Если нет, то, соответственно, не имели", — сказал он в беседе с РЕН ТВ.
В то же время Данилин не исключил, что так называемая операция могла быть "беспределом".
"Конечно, может быть и так, что действительно какой-то беспредел. А может быть и обычная досмотровая операция", — заключил он.
Эксперт по морскому праву и профессор Российского университета транспорта Василий Гуцуляк в свою очередь отметил, что правовой статус и правовые последствия "операции" зависят от местонахождения судна в той или иной акватории. В случае, если корабль находится в открытом море, правомерность такого "визита" регулируется нормами международного права.
Так, военный корабль может вмешаться в действия сухогруза, который находится в открытом море, в строго ограниченных случаях. В частности, в случаях, когда есть основания подозревать, что судно занимается пиратством или перевозкой рабов, а также при преследовании судна по "горячим следам". К таким ситуациям относятся случаи, когда судно совершило правонарушение и ушло в открытое море. Тогда военный корабль страны может догнать его и высадить на него спецназ, говорит Гуцуляк.
"Если судно находится в открытом море, то да, действия военного корабля в отношении этого судна будут правомерными, если соответствуют этим нормам международного права. Если же речь идет о высадке спецназа в том случае, когда торговое судно находится в территориальном море одного из государств, тогда такое вмешательство может осуществляться только с разрешения прибрежного государства", — сказал он в беседе с РЕН ТВ.
Гуцуляк отметил, что вмешательство допускается во всех случаях, когда речь идет о международных договорах.
Между тем, согласно сообщению миссии ЕС в Twitter, это была "дружественная" проверка судна в рамках операции IRINI, цель которой — пресечь незаконные поставки вооружения в Ливию. Отмечается, что российские моряки не препятствовали осмотру судна. Однако ничего запрещенного на российском корабле найдено не было.
Больше статей - на нашем канале. Подписывайтесь и читайте!