Сталин имел полное право гордиться советской авиацией, созданной практически с нуля. Только сам он на самолётах никогда не летал. За исключением одного-единственного случая.
С 28 ноября по 1 декабря 1943 года в иранской столице Тегеране главы СССР, США и Великобритании обсудили ситуацию на фронтах Второй Мировой Войны. Территорию Ирана контролировали советские, английские и частично американские войска. Части Красной Армии и английский контингент вошли в Иран в конце 1941 года. Через год там появились и американские военные.
Несмотря на секретность, Абвер узнал о встрече, и ещё в начале сентября 1943 года в Тегеран были заброшены две группы немецких диверсантов. Но их операция «Длинный прыжок» (направленная на ликвидацию лидеров воюющих против Германии стран) не удалась.
Сталин, Молотов, Ворошилов; сотрудники Наркомата иностранных дел и Генерального штаба отбыли спецпоездом из Москвы в Баку, через Сталинград и Махачкалу. Какого именно числа и при каких обстоятельствах – непонятно. Этот факт описывается во многих мемуарах, только не всегда одинаково.
Что вспоминали участники полёта: Голованов
Маршал Голованов, командующий Дальней авиацией, рассказывает, что 25 ноября в 4 часа утра ему позвонил Сергей Круглов, начальник оперативного управления НКВД города, и сообщил, что в 5 часов нужно быть на вокзале.
«Не успел ещё поезд остановиться, как я услышал свою фамилию и пошёл к вагону, откуда меня позвали, – пишет Голованов, – Сталин сидел вместе с Ворошиловым, Молотовым и Берией. Поздоровавшись, он спросил, всё ли в порядке. Я доложил: погода как по заказу: тихо, безоблачно, болтанки нет. Выслушав, Сталин сказал, что у нас есть в запасе день: в Тегеране надо быть завтра. Он предложил мне слетать туда и вечером вернуться обратно. А назавтра – уже вместе полетим в Тегеран. Так и сделали».
«Полковники чаще водят самолёты, чем генералы»
По-другому рассказывает о полёте в Тегеран маршал Штеменко. По его словам, поезд прибыл в Баку ещё вечером; VIP-персоны из него куда-то уехали на автомобилях, а остальные (в том числе и Штеменко) ночевали в поезде. В 7 утра за ним заехали и отвезли на аэродром, а в 8 туда прибыл Сталин.
«На взлётке стояло несколько самолетов С-47. У одного из них прогуливался командующий ВВС Новиков и командующий Авиацией дальнего действия Голованов. У другого – лётчик спецотряда Ставки Виктор Грачёв, – пишет маршал Штеменко, – Новиков доложил Сталину, что для немедленного вылета готовы два самолета: один из них поведёт Голованов, другой – Грачёв. А через полчаса пойдут ещё два – с группой сотрудников Наркоминдела. Новиков пригласил Сталина в самолет Голованова. Тот сначала согласился, но в последний момент пересел в самолёт полковника Грачёва, со словами: «полковники чаще водят самолёты, чем генералы».
Голованов опровергает рассказ Штеменко, указывая на то, что никакого Новикова на аэродроме не было: он вообще ничего не знал о полёте Сталина в Тегеран.
«Опасное решение»
Вот что пишет в мемуарах ветеран Госбезопасности Александр Яшин:
«Сталин со свитой сразу же с поезда проследовал на аэродром, где их уже ждали 6 самолётов «Дуглас» С-47. Как в Тегеран, так и обратно вся делегация летела в одном самолете. Это, на мой взгляд, было опасное решение. За штурвалом первого самолёта был командующий авиацией дальнего действия маршал Голованов, а второго – личный пилот Берии полковник Грачёв. Когда руководители СССР подходили к первому самолёту, у него чихнул мотор. Они развернулись и пошли во второй самолет — к Грачёву. Около полудня 26 ноября самолёт со Сталиным на борту благополучно приземлился в Тегеране».
Другие версии события
Азербайджанский историк Эльчин Гасанов, ссылаясь на найденную в бакинском архиве отчётную справку, пишет, что Сталин прибыл на поезде на главный ж/д вокзал Баку «Сабунчи», где его встретил первый секретарь ВКП(б) Азербайджана Мир-Джафар Багиров. Сталин захотел прокатиться по улицам Баку, где он был в последний раз в 1920 году. Они сели в служебную машину, совершили экскурсию по Баку, и спустя несколько часов Сталин улетел в Тегеран.
Как СССР позволил Гитлеру построить секретную базу на Кольском полуострове, и почему её закрыли
Личный переводчик Сталина Валентин Бережков вообще утверждает, что Сталин, Молотов, Ворошилов до самого Тегерана ехали на поезде, а остальные члены делегации – летели самолётами из Баку. Действительно, ж/д ветка из Баку в Иран существовала. Она была окончательно заброшена лишь в начале девяностых. Так что эту версию тоже нельзя сбрасывать со счетов. Но, скорее всего, Бережков ошибается.
Обратный путь
Покинула Тегеран советская делегация во второй половине дня 2 декабря 1943 года. Первыми с тегеранского аэродрома, охраняемого в эти дни специально введенным в иранскую столицу полком НКВД, в воздух поднялись 2 самолёта. В одном из них был Сталин, в другом – сотрудники Генерального штаба.
Прикрытие полёта от Баку до Тегерана и обратно было очень плотным: самолёты с VIP-персонами сопровождали истребители Як-9 – справа и слева чуть ниже и выше, и спереди выше.
Пилоты истребителей не знали, кого они сопровождают. В Тегеране они все дни не покидали аэродрома, а о конференции узнали лишь 7 декабря 1943 года.
В этот день советские газеты опубликовали сообщение о встрече руководителей СССР, США и Великобритании. Народ впервые узнал, что Сталин выезжал из Москвы был в Тегеране. В тот же день пилот Виктор Грачёв получил очень экзотическую для лётчика награду: орден Суворова I степени.
Почему американцы позволили напасть на Пёрл-Харбор
Спасибо за прочтение статьи! Ставьте лайки, подписывайтесь на мой канал и пишите, что думаете - всё это мне очень поможет !Подписывайтесь на канал "Две войны " в Телеграм
Если Вы заметили какие-либо ошибки или неточности, напишите мне в личные сообщения, я буду очень благодарен за Вашу помощь!
А теперь вопрос читателям: