Довольно длинный цикл у меня получился. Я такой, честно говоря, не планировал. Но как-то сами собой всплывали разные подробности, одно цеплялось за другое и тянуло за собой третье. И уж не рассказать в годе 1991 я никак не мог. Спасибо за ваше внимание к моим скромным заметкам!
Сегодня вспомним последний год существования Советского Союза. Год был напряженный, насыщенный событиями. В основном, со знаком минус, увы.
Уже с 1 января был введён налог с продаж. Он составил 5%. Фактически, это означало пятипроцентное повышение цен.
В январе же сменился глава правительства. Премьер-министром взамен отправленного в отставку Рыжкова был назначен Валентин Павлов, до того бывший министром финансов. Именно премьер-министром, а не председателем совета министров, как было до того момента.
Запомнился новый премьер прежде всего своей денежной реформой.
Цель у реформы была одна — избавиться от излишних денег на руках у населения. То есть изначально уже планировалась конфискация части накоплений.
22 января вышел указ об обмене 50 и 100 рублёвых купюр. Это, напомню, были самые крупные купюры в то время. Обменять деньги можно было в течение 3 дней, но в пределах 1000 рублей на человека. Обменивать ли остальные деньги (у кого такие были, конечно), должны были решить специальные комиссии. Также введено было ограничение на снятие денег в Сбербанке. Тогда ещё по привычке мы называли Сбербанк сберкассой.
Об предстоящем обмене объявили накануне вечером, в программе «Время». Надо ли говорить, что до того момента тот же Павлов всячески утверждал, что никакой денежной реформы не предвидится?
Началась паника. Газета «Известия» так описывала ситуацию:
«Сразу после сообщения в программе «Время», как рассказывают очевидцы, нетерпеливые граждане бросились на центральный телеграф для оформления почтовых переводов, на вокзалы - к кассам, где закупали «целые» вагоны с тем, чтобы билеты потом сдать. Уже в ночь с 22 на 23 января начали выстраиваться очереди к сберегательным кассам. К утру они выросли в десятки раз».
Деньги меняли, кстати, не только в отделениях банка, но и организованно по месту работы, это несколько сгладило изначальный шок.
Добиться особого успеха в результате обмена денег не удалось. Как-то правдами и неправдами люди всё же, в основном, избавились от старых купюр. Из оборота изъяли, по разным оценкам, лишь от 8 до 14 миллиардов рублей, а планировалось при этом «облегчить» денежную массу на 81,5 миллиард. Интересно, были ли среди вас пострадавшие от павловской реформы?
Конечно, Павлова народ возненавидел сразу. И дальнейшие действия правительства никакого доверия ему не добавили.
2 апреля были повышены розничные цены. Многие, кстати, почему об этом факте подзабыли! Проезд в метро, например, вместо привычного и неизменного в течение десятилетий «пятачка» стал обходиться в 15 копеек.
Подорожал также в 3 раза хлеб, в 4 раза — мясо, в 3,5 раза — молоко. В качестве кусочка сахара людям была выплачена единовременная компенсация в 60 рублей. Также была произведена компенсация по вкладам населения. Аж на 40%! Только вот пользоваться этими деньгами было как-то сложновато. Максимум 200 рублей компенсации можно было использовать после 1 июля. Остальные же деньги (речь идёт именно о компенсационных суммах) замораживались на 3 года. Зарплаты подняли на 20-30 %. Это, конечно, никак не покрывало выросших расходов. Вы думаете, что при этом наполнились продуктами прилавки? Ничего подобного!
Поэтому всё больше надежд люди связывали со своими республиканскими органами власти. Распад Союза в таких условиях становился почти неизбежным. Продолжались вооружённые конфликты в разных концах страны. 19 февраля Ельцин в телеинтервью потребовал отставки Горбачёва.
Попытки сохранить страну хоть в каком-нибудь виде были. 17 марта состоялся всенародный референдум, на котором избирателям предстояло ответить на мудрёный вопрос: «Считаете ли Вы необходимым сохранение Союза Советских Социалистических Республик как обновлённой федерации равноправных суверенных республик, в которой будут в полной мере гарантироваться права и свободы человека любой национальности».
Однако, 6 республик в референдуме участия не принимали. Это были Армения, Грузия, Латвия, Литва, Молдавия и Эстония.
76 % голосов были отданы за обновлённый Союз. Но при этом в России одновременно проводился и свой плебисцит. 69,85 % голосующих выступили на прямые выборы Президента РСФСР. Это было странное, на мой взгляд голосование. То есть, вроде бы и Союз мы хотим, но при этом пусть-ка у нас будет свой отдельный президент.
12 июня большинством голосов в первом же туре выборов (57,30%) Борис Ельцин был избран первым Президентом РСФСР.
Спасибо вам за внимание! Очень жду ваших отзывов и воспоминаний о том времени!
До новых встреч!
Начало серии здесь