Найти в Дзене
Обо всём понемногу

Практическое исследование. Что знает молодежь о православии

Несмотря на возрастающую потребность в религии и росте религиозности у молодых людей, наблюдается низкий уровень знания содержания религии, стихийный характер приобщения к ее традициям и неспособность осознания психологического потенциала религии в нравственном самосовершенствовании.

Приблизиться к глубинам «религиозного опыта и видения» характеризующим степень религиозности сложно и религиозность как переживание, чувство уходящее корнями «в глубину бессознательного» недоступно «объективным» методам исследования. Но можно и нужно исследовать особенности проявления субъективного отношения к религии, используя такие методы как наблюдение, опрос, анкетирование.

Для исследования отношения современной молодежи к религии была разработана специальная анкета, включающая следующие вопросы:

1. Что такое религия?

2. Почему в мире существуют разные религии?

3. Кто есть (такой) Бог?

4. Верите ли Вы в Бога? .

5. Соблюдаете ли Вы религиозные праздники и обряды?

6. Посещаете ли вы церковь?

7. Почему вы ходите в церковь?

8. Что дает Вам вера в Бога?

Результаты

В исследовании приняли участие 122 человека - представителей православной христианской религии.

Прежде всего, нам необходимо было выяснить, как молодые люди понимают само понятие «религия». В ответе на вопрос "Что такое религия?" были выделены следующие категории:

Результаты ответа на вопрос Что такое религия? Показали, что большинство молодых людей исследуемой выборки 70,5% религию связывают с верой в Бога и существование божественных сил, другими словами признают факт существования Бога. Не смогли ответить на данный вопрос 12,3% респондентов исследуемой выборки, что свидетельствует о низком уровне знания, а точнее отсутствии представления о содержании религии у данной выборки испытуемых. в свою очередь 10,6% выборки характеризуют религию как «исторически возникшую часть культуры, общества, форму общественного сознания, мировоззренческую позицию, степень связи с разумной энергией (Бог не упоминается)» и для 6,6% выборки религия выступает как «средство манипуляции».
Результаты ответа на вопрос Что такое религия? Показали, что большинство молодых людей исследуемой выборки 70,5% религию связывают с верой в Бога и существование божественных сил, другими словами признают факт существования Бога. Не смогли ответить на данный вопрос 12,3% респондентов исследуемой выборки, что свидетельствует о низком уровне знания, а точнее отсутствии представления о содержании религии у данной выборки испытуемых. в свою очередь 10,6% выборки характеризуют религию как «исторически возникшую часть культуры, общества, форму общественного сознания, мировоззренческую позицию, степень связи с разумной энергией (Бог не упоминается)» и для 6,6% выборки религия выступает как «средство манипуляции».

Грановская Р.М. в своей книге «Психология веры» показывает, что каждая из Мировых религий сохраняя свой особый характер, внесла в человеческую культуру нечто неповторимое, обогатившее все человечество. В этой связи для нас представляет интерес, как молодые люди обосновывают существование различных религий, а также как они относятся к другим религиям.

В результате анализа данных на вопрос: Почему в мире существуют разные религии? были выделены три категории.

Чаще всего апелляция идет к существованию разных народов и национальностей, а так же с культурно - историческими и социально психологическими особенностями формирования разных народов и национальностей разных традиций и представлений о Боге, это 76 %. Негативная оценка, основной мотив заключается в том, в рамках одной религии невозможно всем пробраться к власти, а желающих много – 7 %  человек
Затруднились ответить на поставленный вопрос 17 %  человек.
Чаще всего апелляция идет к существованию разных народов и национальностей, а так же с культурно - историческими и социально психологическими особенностями формирования разных народов и национальностей разных традиций и представлений о Боге, это 76 %. Негативная оценка, основной мотив заключается в том, в рамках одной религии невозможно всем пробраться к власти, а желающих много – 7 % человек Затруднились ответить на поставленный вопрос 17 % человек.

Во всех религиях Бог выступает как высшая ценность, как самое желанное благо. Следующий вопрос позволил выяснить представление молодых людей о Боге, понимание его сущности и назначения, а также осознание психологического потенциала религии в нравственном самосовершенствовании.

Данные ответов на вопрос: Кто есть (такой) Бог? свидетельствуют о том, что значительная часть молодых людей, 67% исследуемой выборки, в Боге видят основного творца, разумного хозяина, хранителя, покровителя, помощника, спасителя души. Другими словами способны признать факт зависимости человека от Бога. Лишь небольшая часть респондентов 2,% отрицают существование Бога. Не знают, затруднились ответить на данный вопрос 31% испытуемых. В свою очередь ни один из респондентов исследуемой выборки не указал на Бога как на нравственный идеал, служащий образцом нравственного совершенства. Следовательно, не видят психологического потенциала религии в нравственном самосовершенствовании.
Данные ответов на вопрос: Кто есть (такой) Бог? свидетельствуют о том, что значительная часть молодых людей, 67% исследуемой выборки, в Боге видят основного творца, разумного хозяина, хранителя, покровителя, помощника, спасителя души. Другими словами способны признать факт зависимости человека от Бога. Лишь небольшая часть респондентов 2,% отрицают существование Бога. Не знают, затруднились ответить на данный вопрос 31% испытуемых. В свою очередь ни один из респондентов исследуемой выборки не указал на Бога как на нравственный идеал, служащий образцом нравственного совершенства. Следовательно, не видят психологического потенциала религии в нравственном самосовершенствовании.

Поскольку отношение к религии связанно с верой в Бога, (предполагающей признание существования реального Бога, как источника религиозной веры), испытуемым предлагалось ответить на вопрос: Верите ли Вы в Бога?

Ответы респондентов распределились следующим образом: 14% испытуемых считают, что не верят в Бога. Достаточно высока доля молодых людей 72% исследуемой выборки, которых можно назвать верующими. В свою очередь доля сомневающихся в своей религиозной вере составляет 7% выборки. Не смогли ответить на данный вопрос 7% испытуемых исследуемой выборки.
Ответы респондентов распределились следующим образом: 14% испытуемых считают, что не верят в Бога. Достаточно высока доля молодых людей 72% исследуемой выборки, которых можно назвать верующими. В свою очередь доля сомневающихся в своей религиозной вере составляет 7% выборки. Не смогли ответить на данный вопрос 7% испытуемых исследуемой выборки.

Как известно, вера в Бога предусматривает соблюдение религиозных обрядов и праздников, посещение религиозного храма. Также мы задали вопрос: Посещаете ли вы церковь?

На данный вопрос отвечали только представители православной церкви. Ответы распределились следующим образом. 45% респондентов посещают церковь редко. 17% постоянно . 48% не посещают религиозный храм.
На данный вопрос отвечали только представители православной церкви. Ответы распределились следующим образом. 45% респондентов посещают церковь редко. 17% постоянно . 48% не посещают религиозный храм.

Исследованию выполнения так называемых внешних действий характеризующих отношение к религии молодых людей были направлены следующие вопросы: Соблюдаете ли Вы религиозные праздники и обряды?

Анализ данных свидетельствует о том, что молодые люди в основном стремятся соблюдать религиозные обряды и стараются принимать участие в религиозных праздниках, однако редко посещают религиозный храм. Это на наш взгляд связано с возрождением роли религии в современной России и как следствие возрастающий интересе молодых людей к религиозным традициям и обрядам с одной стороны и стихийным приобщении современной молодежи к религии ее традициям и обрядам с другой
Анализ данных свидетельствует о том, что молодые люди в основном стремятся соблюдать религиозные обряды и стараются принимать участие в религиозных праздниках, однако редко посещают религиозный храм. Это на наш взгляд связано с возрождением роли религии в современной России и как следствие возрастающий интересе молодых людей к религиозным традициям и обрядам с одной стороны и стихийным приобщении современной молодежи к религии ее традициям и обрядам с другой

Стимуляцией, побуждением к деятельности выступают мотивы и мотивация. В этой связи особый интерес представляют основные мотивы, побуждающие молодых людей посещать религиозный храм.

В ответе на вопрос: Почему вы ходите в церковь? были выделены следующие категории:

«Чтобы почувствовать очищение, спокойствие, поддержку и т.д.». Основной мотив условно назовем «психотерапевтическим». На данный мотив указали 47,54% исследуемой выборки.      «Чтобы поставить свечку и помолиться за себя и близких» доминирует мотив заботы о себе и ближнем, условно назовем «нравственно-психологическим». Данный мотив выделили 25,4% респондентов.
      Ходят в церковь, потому что считают себя религиозными людьми 10,7% всей выборки испытуемых. Доминирует мотив религиозной обязанности.
      Ходят в церковь, чтобы стать ближе к Богу, 9,02% всей выборки испытуемых. Основной мотив - религиозная потребность стремление к общению с Богом, познание Его умом и сердцем.
      «все ходят, и я хожу» 7,34% всей выборки испытуемых. Основной мотив можно обозначить как стереотип поведения «не выделяться из толпы».
«Чтобы почувствовать очищение, спокойствие, поддержку и т.д.». Основной мотив условно назовем «психотерапевтическим». На данный мотив указали 47,54% исследуемой выборки. «Чтобы поставить свечку и помолиться за себя и близких» доминирует мотив заботы о себе и ближнем, условно назовем «нравственно-психологическим». Данный мотив выделили 25,4% респондентов. Ходят в церковь, потому что считают себя религиозными людьми 10,7% всей выборки испытуемых. Доминирует мотив религиозной обязанности. Ходят в церковь, чтобы стать ближе к Богу, 9,02% всей выборки испытуемых. Основной мотив - религиозная потребность стремление к общению с Богом, познание Его умом и сердцем. «все ходят, и я хожу» 7,34% всей выборки испытуемых. Основной мотив можно обозначить как стереотип поведения «не выделяться из толпы».

Анализ полученных данных по мотивационным целям, позволил так же определить степень выраженности, степень личностного принятия религиозной веры молодыми людьми и выявить следующие типы религиозности.

К типу внешней религиозности мы отнесли тех испытуемых, для которых религия лишь способ достижения личностных целей, это (47,54%) выборки, так же 7,34% выборки ориентированных на общепринятый образ жизни. К типу молодых людей с внутренней религиозной ориентацией мы отнесли (9,02) выборки, категории «Г», которые стремятся стать ближе к Богу познать Его умом и сердцем. И к так называемой личной, (объединяющей два выше названных) типа религиозности, мы отнесли 25,4% выборки категории «Б» для которых религия выступает и как средство - забота о ближнем и категории «В» считающих себя религиозными людьми.
К типу внешней религиозности мы отнесли тех испытуемых, для которых религия лишь способ достижения личностных целей, это (47,54%) выборки, так же 7,34% выборки ориентированных на общепринятый образ жизни. К типу молодых людей с внутренней религиозной ориентацией мы отнесли (9,02) выборки, категории «Г», которые стремятся стать ближе к Богу познать Его умом и сердцем. И к так называемой личной, (объединяющей два выше названных) типа религиозности, мы отнесли 25,4% выборки категории «Б» для которых религия выступает и как средство - забота о ближнем и категории «В» считающих себя религиозными людьми.

Вера не возможна без оценки предмета веры. У каждого человека свое мнение о Боге и свой взгляд на роль, и значение религии в их жизни. В этой связи испытуемым предлагалось ответить на вопрос: Что дает Вам вера в Бога? В ответе на данный вопрос были выделены следующие категории, характеризующие различные аспекты значения религии в жизни молодых людей:

Такие варианты ответов как «вера в Бога дает мне надежду, силу, моральную и духовную поддержку, помощь, внутреннее спокойствие, любовь, душевное благополучие и т.д.». Основной акцент делается на нравственно-психологическом аспекте религии. Это 57,38% исследуемой выборки.     Такие варианты ответов как «уверенность в не случайность происходящего в мире, объяснение явлений, не подлежащих научному мировоззрению, истинность» - 7,38% респондентов. Акцент сделан на когнитивном аспекте религии.
    «Не знаю, без ответа» - 35,24% исследуемой выборки. Неопределенная позиция относительно роли религии в жизни респондента.
Такие варианты ответов как «вера в Бога дает мне надежду, силу, моральную и духовную поддержку, помощь, внутреннее спокойствие, любовь, душевное благополучие и т.д.». Основной акцент делается на нравственно-психологическом аспекте религии. Это 57,38% исследуемой выборки. Такие варианты ответов как «уверенность в не случайность происходящего в мире, объяснение явлений, не подлежащих научному мировоззрению, истинность» - 7,38% респондентов. Акцент сделан на когнитивном аспекте религии. «Не знаю, без ответа» - 35,24% исследуемой выборки. Неопределенная позиция относительно роли религии в жизни респондента.

Следовательно, несмотря на бессознательное, инстинктивное стремлении к Богу и религиозной вере, недостаточный уровень знания содержания религии привели к неспособности осознания роли религии в жизни данной выборки испытуемых. Выделяя нравственно-психологический и психотерапевтический аспекты религии, большинство молодых людей, в виду несформированности представлений о религии не способны объяснить значимость религии в их собственной жизни.

Заключение

В наши дни роль и значение религии в жизни современного общества существенно возрастает. Все большее внимание уделяется религиозному мировоззрению личности и ее влиянию на улучшение общественной, индивидуальной жизни и психического здоровья человека. Признавая религиозную веру психологическим феноменом, присущим человеку от рождения многие отечественные и зарубежные ученые указывая на реальность и ценность религиозной жизни для человека, видят в ней системообразующий ориентир в организации и упорядочении психики человека в нравственном становлении личности и совершенствовании общества.

Эмпирическое исследование показало, что религия, как продукт естественных желаний и воображения, как проявление субъективного переживания играет значительную роль в жизни современной молодежи. Однако, несмотря на возрастающую потребность в религии и росте религиозности у молодых людей, наблюдается низкий уровень знания содержания религии, стихийный характер приобщения к ее традициям и обрядам, неспособность осознания психологического потенциала религии в нравственном самосовершенствовании. Мы абсолютно уверены что, возрастающая потребность в религии и росте религиозности в современном обществе, сказывается на отношении молодых людей к религии.