Найти тему
Культфонд

Трамваи на льду в дореволюционном Петербурге

В начале XX века в Санкт-Петербурге можно было прокатиться на электрическом трамвае по льду Невы. Такой довольно экзотический для нашего времени способ передвижения в то время был абсолютно нормальным и очень востребованным.

Трамваи идут по льду Невы. Фото из открытых источников
Трамваи идут по льду Невы. Фото из открытых источников

Ледовый трамвай был открыт в 1895 году и проработал почти пятнадцать лет. Отмечается, что за один зимний сезон (с конца января по конец марта) удавалось перевезти чуть менее миллиона пассажиров - отличный показатель для Санкт-Петербурга того времени.

Электрическая дорога через Неву. Фото из открытых источников
Электрическая дорога через Неву. Фото из открытых источников

Проезд стоил 3 копейки, и рассказывают, что возможность проехаться на электрическом трамвае по льду Невы привлекала не только тех, кому действительно нужно было попасть на другой берег, но и зевак, желавших пощекотать себе нервы.

Две трамвайных колеи. Фото из открытых источников
Две трамвайных колеи. Фото из открытых источников

Впрочем, за время эксплуатации зимнего трамвайного пути ни один вагон не провалился под лед. То ли зимы были не в пример нашим, то ли технику безопасности соблюдали более тщательно. Конечно, чрезвычайные ситуации возникали, но они не приводили к серьезным проблемам.

Посадка на ледовый трамвай. Фото из открытых источников
Посадка на ледовый трамвай. Фото из открытых источников

Интересно, что петербургский опыт был затем реализован и в других городах. Так, аналогичные "ледовые дороги" действовали в Архангельске и Нижнем Новгороде.