Найти тему
Бугров и Партнеры

Как заключить договор дистанционно и исполнить его? Подробно про эллектронную подпись и закон.

Оглавление

В деловой среде уже давно сложилось традиционное представление о процессе заключения договора - руководители предприятий и другие, должностные и заинтересованные лица должны на общей встрече собственноручно подписать бумажный #договор.

В 2020 году многое поменялось, и современные реалии загоняют нас в определённые жизненные рамки. Привычный для нас уклад жизни в целом был нарушен, многие действия в настоящее время мы вынуждены осуществлять #дистанционно. Документооборот в связи со сложившейся практикой тоже претерпел ряд изменений.

Так как же всё-таки теперь дистанционно заключить договор?

Давайте разберёмся, что необходимо при заключении договора дистанционно.

ПРИМЕР: Компания выдала заем контрагенту по электронному договору. Контрагент получил деньги, но возвращать их не стал. В судебном процессе выяснилось, что сертификат ключа проверки подписи заемщика недействителен. Суд решил, что договор не заключен. Читайте, как заключить электронный договор, чтобы контрагент не отвертелся.

Какую электронную подпись использовать?

По общему правилу, чтобы заключить #электронный договор, нужна квалифицированная электронная #подпись. Такой документ равнозначен бумажному соглашению. Но стороны могут записать в договоре, что хотят использовать простую или неквалифицированную электронную подпись. В этом случае электронное соглашение так же приравнивается к бумажному, на котором есть собственноручная подпись. (П. 1 ст. 6 Федерального закона от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи»)

Фото из открытых источников:Canva
Фото из открытых источников:Canva

Электронной подписью можно подписывать не только договоры, но и уведомления, акты, счета, письма, другую деловую корреспонденцию. (Постановление АС Западно-Сибирского округа от 03.05.2017 по делу № А45-15174/2016) Например, #заемщик может подписать как сам договор, так и согласие на обработку персональных данных, анкету, заявление об ознакомлении с условиями финансирования. (Апелляционное определение Московского городского суда от 16.05.2017 по делу № 33–14248/2017)

Стороны могут получить усиленные квалифицированные подписи в разных удостоверяющих центрах — законодательство не обязывает получать подписи в одном месте. Никаких ошибок из-за этого не будет.

Как происходит заключение электронного договора?

Каждая сторона подписывает договор в форме электронного документа или скана и направляет контрагенту. Для этого можно использовать электронную почту. (Постановление АС Западно-Сибирского округа от 19.09.2017 по делу № А70-14620/2016)

Есть и другие варианты. Компания может разместить договор на электронной площадке, доступ к которой имеют обе стороны договора. Типичный пример — портал госзакупок.

Другой способ — организация может заключить договоры с контрагентами через свой сайт. Например, так выдают #займы микрофинансовые организации. Заемщик регистрируется на их сайте, устанавливает специальную программу, получает электронную подпись и оставляет заявку.

По общему правилу электронный договор заключен с момента, когда оферент получил акцепт, то есть стороны согласовали все существенные условия. Например, вы направили контрагенту проект договора поставки в электронной форме. Подписали его усиленной квалифицированной электронной подписью. Договор будет заключен с момента, когда вы получите электронное соглашение с такой же подписью контрагента. С этой даты считайте сроки исполнения обязательств по договору.

Как проверить подлинность подписи?

Если договор подписан электронной подписью компании, это подтверждает, что его отправила именно она. Дополнительные доказательства не требуются. Но саму электронную подпись нужно проверить. Если она недействительна, суд может признать договор незаключенным.

Когда заключаете электронный договор, узнайте у контрагента, какой удостоверяющий центр его обслуживает. Потребуйте, чтобы контрагент представил копию сертификата ключа проверки электронной подписи. А потом направьте запрос в удостоверяющий центр и выясните, выдавал ли он этот сертификат. Проверьте, действительна ли аккредитация центра на день выдачи #сертификата. Сам сертификат также должен быть действителен на момент подписания документа. (Постановление АС Московского округа от 24.05.2017 по делу № А40-29216/2016)

Если электронная подпись недействительна, #суд может решить, что компания ничего не подписывала. В одном деле общество требовало взыскать с ИП оплату товара по договору поставки. Три инстанции отказали истцу. Суды указали, что нет доказательств заключения договора поставки.

Фото из открытых источников:Canva
Фото из открытых источников:Canva

Истец в этом споре в обоснование своих доводов принес флешки с файлами, из которых состоял электронный договор. Суд отклонил эти доказательства. Одна из причин — электронные документы от имени ответчика подписаны недействительной электронной подписью. Общество не представило сертификат ключа электронной подписи, а также доказательства, что он внесен в реестр. (Постановление ФАС Центрального округа от 07.04.2014 по делу № А62-2893/2011)

Недавно Верховный суд изменил этот подход — если ответчик отрицает заключение договора, он обязан представить конкретные доказательства в свою пользу.

В этом споре поставщик требовал взыскать с аптеки оплату за товар. К иску приложил копии товарных накладных, которые были подписаны электронной подписью, копию квалифицированного сертификата ключа проверки подписи на представителя ответчика, копию доверенности на его имя. Ответчик заявил, что поставки не было, и три судебные инстанции отказали истцу в удовлетворении иска.

Верховный суд направил дело на новое рассмотрение. Он указал, что сертификат ключа проверки электронной подписи является действительным, пока не доказано иное. #Ответчик должен был представить доказательства, которые опровергают достоверность доверенности или сертификата, но этого не сделал. О фальсификации доказательств он также не заявил. (Определение ВС от 18.01.2018 по делу № А40-4350/2016)

В подобных спорах привлекайте к участию в деле удостоверяющий центр, который выдал сертификат ключа проверки #подписи контрагенту и может это подтвердить. Или сразу два центра — контрагента и свой.

Учитывайте, что удостоверяющий центр не может подтвердить, какую сделку совершали компании. Он может только ответить на технические вопросы — например, действительна ли подпись, когда и какой документ контрагент подписал. Если удостоверяющий центр не сможет подтвердить информацию, заявите ходатайство о компьютерной экспертизе. (Постановление АС Московского округа от 12.09.2016 по делу № А40-27244/2016)

Ну а я привык подписывать документы собственноручно с «Глазу на Глаз».

А как предпочитаете вы?

На сегодня всё, с вами был Никита Гранев.

Подписывайся на канал, чтобы не пропустить новые познавательные посты. Полезный материал: