Конец 90-х, начало 2000-х – это время, когда такие развитые структуры, как совхозы, колхозы массово начали прекращать свою деятельность. Началась дележка оставшегося имущества этих организаций. Так называемые имущественные паи начислялись бывшим работником совхоза, в зависимости от стажа работы и задолженности по зарплате, ну и конечно, кумовство ни кто не отменял.
Больших тракторов и комбайнов к тому времени уже не осталось, часть из них забрали в счет погашения кредитов, а не исправные и требующие ремонта просто изрезали в металлолом. Кому то при распределении достался трактор, кому то несколько пчелосемей с ульями из совхозной пасеки, кто то взял на разбор производственное помещение.
В общем, дележка была еще та. Как говорится, кому че, кому ни че. Но рано или поздно все кончается. После распределения земельных паев, жизнь в селах пошла совсем по- другому. Кто то сдал свою землю в аренду фермерам, кто то оставил себе под покос. Большинство жителей, оставшись без работы, вообще уехали из села.
Я долго не виделся со своим другом одноклассником, который жил в соседнем районе и так же работал в совхозе. И вот, как то выбрал время навестить его. Подъезжая к его селу, увидел такую же удручающую картину, разрушенные корпуса ферм и зерноскладов, заброшенные сельские дома по окраинам. Но, в то же время приятно удивило, что поля вдоль дороги засеяны, много тракторов и сельхозмашин возле дворов, а так же загоны для скота за огородами.
Видно, что люди пытаются приспособиться жить в непростых условиях современного НЭПа. Вот и друг пристроил к дому два больших кирпичных бокса. Когда с ним увиделись и разговорились, он рассказал мне, что при дележке сразу «положил глаз» на цех топливно-дизельной аппаратуре, так как перед развалом совхоза он в нем и работал слесарем.
Я встретился с ним, когда у него уже практически все было сделано, в одном боксе ручной кран с балкой, он мог ремонтировать небольшие трактора Т-25, Т-40. Во втором помещении он разместил аппаратуру и стенды для ремонта и регулировки дизельно- топливной аппаратуры. Так же, там был токарный и сверлильный станки, сварочный полуавтомат. Чтобы все это оборудовать, одного совхозного пая было недостаточно, пришлось продать ВАЗ-21011, в ту пору они еще пользовались спросом.
На момент нашей встречи, затраченные средства уже начали приносить небольшой доход. Без рекламы, благодаря «сарафанному радио» , владельцы тракторов не только соседних сел, но и ближайших районов знали, что мой друг занимается топливными насосами, делает качественно, быстро и не дорого. Кроме того может сделать капитальный ремонт двигателя, так же восстанавливает облицовку и кабины тракторов с последующей покраской.
В общем, рискнул человек остаться в своем поселке и с выбором занятия не прогадал, не подался в торгаши и перекупщики, а стал заниматься тес, что умеет и к чему привык. Надо сказать, что мастерская принесла хороший доход, помогла ему жить без кредитов и долгов.